Я иду на перевал Аюлю

Привет, Други!
Завалило делами, но всё же мне удалось в минувшие выходные побывать в горах КЧР — Карачаево-Черкесской Республики. Знаете, я действительно окунулся в сказку. Предлагаю Вам серию фотокарточек о моём путешествии. Видео хроники в конце поста.

Озеро Семицветное

Итак, маршрут: поселок Архыз — озеро Белореченское — перевал Аюлю (1а) — озеро Семицветное — река Архыз — п. Архыз. Натоптали около 20 км. Высшая точка — 2874 метра.

Река Белая

Водопад реки Белой, приток реки Псыш

Это один из водопадов реки Белой (есть тёзка в Адыгеи, не путать). Её так называют из-за бурлящих пенных потоков. Наш маршрут начинался с места, где Белая впадает в реку Псыш и нам нужно было набирать высоту, двигаясь вверх по течению, до истоков этой пенной реки — озера Белореченского.

Белая река

Нужно отметить, что посёлок Архыз расположен на высоте 1470 метров, а место, где мы начали пешую часть маршрута — 1651 метр. Чистейший прохладный воздух, ух!

Градины в горах

В первый день идти всего 6 километров до озера Белореченского. Это то место, где у нас запланирован ночлег. В горах погода часто меняется. Тучи быстро поднимаются над головой и становится холодно, приходится одеваться и раздеваться для того, чтобы не замерзнуть или не пропотеть. А вот и град! Бррр, зябко.

Ночёвка под перевалом Аюлю

Panorama1

Поставили бивуак у озера Белореченское. Так как уже смеркалось я не стал его фотографировать, да и в сумерках разглядывать особо было нечего. Стало резко холодать, думаю что-то около +2 +5 °С. Я поставил палатку прям выходом к озеру для того, чтобы утром мои глаза увидели первым озеро! Озеро Белореченское находится на высоте 2756 метров.

Я даже не смог поужинать. Потерял аппетит, заболела голова и появилась тошнота. Неужели «горняшка»? Да это так. Не думал, что на такой высоте это произойдет именно со мной. Думаю, что это связано с тем, что я не спал двое суток. Ребята варили грибной суп, пили чай, а я завалился спать с надеждой, что проснувшись симптомы отступят.

Озеро Белореченское

Доброго утра, друзья. Значит стоим мы такие под перевалом Аюлю. Утро было немного пасмурным, но все же к часам 7:00 появилось солнце. Озеро Белореченское я видел впервые и не думал, что оно такое большое. Вода прозрачная и вкусная.

Вокруг озера ходят серны, но не подходят близко, шарахаются. Из-за них я просыпался ночью. Ходят на склонах камни задевают, а те с грохотом катятся в низ задевая соседние. Почти всю ночь сверкало, но раскатов грома я так и не услышал. Наверно, гроза где-то очень далеко была. В целом я выспался!

Солнце уже взошло! Просыпайтесь, подъём! Пока наш лагерь просыпался я решил немного подняться для того, чтобы показать Вам друзья панораму озера Белореченского. Видите маленькую красную точку? Это моя палатка, я её отметил в редакторе, чтобы вы могли понять масштаб, а иначе её не разглядеть, ведь она у меня зелёного цвета и сливается с ландшафтом.

Мой домик на озере Белореченском

Идём туда, вверх, на перевал Аюлю. «Аюлю» или «Айюлю» не знаю как правильно, так как в разных источниках подписывают по-разному. С черкесского означает «медвежий», но медведей мы здесь не видели. Остается набрать высоту всего около 100 метров, это ерунда по сравнению с тем, что мы набрали вчера. Высота перевала 2874 метров — это на 10 метров выше горы Фишт, на которую я так и не пошёл в июне, как планировал. Итак, греем вчерашний грибной суп, завтракаем и в путь!

P.S. Вчера вечером я даже не понял, что мы подошли к озеру, так как оно сливалось с пейзажем гор. Такой вот эффект «зеркало».

Автоклав (пароварка)

Еду готовили вот в таком интересном устройстве. Это не самогонный аппарат и не бульбулятор! Это автоклав! Объясню. Плотно прилегающая крышка позволяет создавать давление при нагревании. Таким образом можно увеличить температуру кипения воды. На высоте температура кипения уменьшается и вода, уже начинает выкипать при низких температурах. Короче говоря, ничего не сваришь без такого устройства! Аппарат ручной работы, ага…

Туристская группа на перевале

А вот мы и на перевале Аюлю!!! Взошли легко и быстро после ночлега! Напомню, высота 2874 метра. Позже покажу виды отсюда! Они прекрасны. Первый раз я ходил в поход с коммерческой группой и хочу рассказать Вам о своих впечатлениях. Во-первых это дешевле, чем организовывать это всё в одиночку. Экономия прежде всего на транспортных забросках до места. Плюс новые знакомства. Ну и как же без опытного инструктора, который поведает толковые советы и шутки). Ну вот, перевал взят! Теперь осталось спуститься вниз по реке Дукка.

Озёра под перевалом Аюлю

Тут нас ждёт множество горных озер!

Перевал Аюлю
Озеро Белореченское
Озеро Усмиряющее
Озеро Усмиряющее. На заднем плане вершина горы «Темир-Кулак»
Андрей Николаевич Свитка

Позвольте рассказать Вам о нашем инструкторе. Андрей Николаевич Свитка — инструктор горного туризма. «Последний из могикан» — так подшучивают товарищи, ввиду того, что с 1991 года в Краснодарском крае ни кто не сделал мастера спорта по горному туризму. Вот такие дела, ага! С Андреем я впервые пересекся на занятиях по спасательным работам в горах, где он преподавал эту тему. Именно та встреча привела меня в этот поход. Не могу не сказать, что Андрей очень хорошо знает окрестности Архыза. В некоторых маршрутах делал первопрохождение.

Сняли записку с перевала, которую оставили туристы делающие категорийный поход, чтобы доказать своё присутствие. Андрей подтверждает.

Озеро Семицветное

Вот так я был рад (на фото), как и многие тогда после очередного града и порции дождя. Мокрые, уставшие спустились к последнему озеру, седьмому или восьмому по счету. Все их показывать не буду, а вот последнее стоит того. Итак, озеро Семицветное — одно из чудес земной красоты. Нужно ли объяснять почему его так называют? Огромное и глубокое озеро.

Озеро Семицветное, панорама. Жми, чтобы увидеть в полном размере!

Видео хроники похода на перевал Аюлю