Божественное неведение. Транскрипт #17

21 октября 1990 года

Роберт: (аудиозапись начинается внезапно) …те, кто пришли на встречу, подобную этой. Кто-то вернется и станет учеником. Из каждых пяти учеников, которые приходят, один станет преданным. Такой вид встреч не для всех, потому что это сильно ранит ваше эго. Это заставляет чувствовать, что ваши злость, сомнения, подозрения, разочарования, зависть, жалость не существуют. Все это охотилось на вас годами, и от вас зависит избавление от этого. Это заставляет вас осознать, что ваша собственность, ваши мысли об имуществе, забота о себе, представление о Боге, представление о мире или вселенной, о вашей работе, о ваших любимых – все это ерунда.

Большинству людей не нравится это слышать. Людям нравится, когда им рассказывают о чем-то, к чему они привыкли. Вам нравится, когда вам говорят, что вы далеко пойдете в жизни. Вы станете успешным бухгалтером или медсестрой. Вы заработаете много денег. У вас будет хорошая семья. Но этот мир не такой. У вас неправильная концепция мира, в котором мы живем.

Вы видите, какая разница, что с вами происходит, если вы не осознаете, кто вы? И я говорю не просто о сухих знаниях. Я знаю, что большинство из вас здесь прочитал все написанные книги. Но это все сухие знания. Все идея в том, чтобы сделать это живым воплощением сознания. А большинство людей не хотят тратить свои усилия, чтобы сделать это. Здесь, на Западе, они привыкли что-то покупать, оплачивать своими наличными, получать товары. Это так не работает.

Первый шаг в духовном пробуждении – осознать, что вы в божественном неведении, и что это не оскорбление. У меня было много людей, которые ушли, услышав это. Поэтому я говорю: «Божественное неведение». Вы должны осознать это в первую очередь, со всей скромностью. Вы в божественном неведении. Это означает, что, на самом деле, вы ничего не понимаете. Все ваши концептуальные идеи, все ваши предубеждения, все, что вы выучили, будучи мальчиком или девочкой, все представления, чувства и эмоции, с которыми вы выросли, по сути, ложны. Все они ошибочны и должны быть превзойдены. Единственный способ начать это превосходить – признаться себе: «Я в божественном неведении, и я действительно не знаю, что есть что. Я действительно ничего не знаю. Я не знаю, что есть что.»

Например. Мы не знаем, что такое «человеческое существо». Мы понятия не имеем, что это такое. Оно просто появляется при рождении, и мы воспринимаем это как само собой разумеющееся. Мы не знаем, что такое «собака». Откуда она появилась? Откуда она прибыла? Мы знаем, что у нее есть четыре ноги, и это собака, поскольку мы даем ей называние «собака». Точно так же, как кто-то дал вам имя «Марк», «Эд» или «Мэри». Но что такое все это в действительности? Мы не знаем, что такое дерево. Мы дали этому название «дерево», но что это такое в действительности? У него есть листья. Некоторые деревья дают апельсины, некоторые – грейпфруты. Почему? Какова их цель? Откуда они появились изначально? Что появилось первым: дерево или семя? Мы не знаем, мы понятия не имеем. Мы не знаем, что такое солнце, что такое луна, что такое звезды. О, мы можем понять, что они делают, дают нам тепло, как солнце. Но мы понятия не имеем, что это такое на самом деле, почему оно существует? Почему что-либо существует? Почему существуем мы? Мы понятия не имеем. Нас воспитывают в мире следствий, в раннем детстве мы начинаем откликаться на следствия. Мы воспитываем ревность, злость, недоверие, зависть, страх – все эти чувства развиваются в раннем возрасте. И мы не знаем, почему? Мы ведем себя соответственно, мы сами причиняем себе проблемы. Мы пытаемся их решить, и проводим всю свою жизнь, решая проблемы. Сами того не зная, мы оглядываемся, а нам уже восемьдесят, девяносто лет, время уходить, и где мы? Мы понятия не имеем.

Есть такие, кто думает, что свершили что-то в материальном плане. Мы думаем, что совершаем добрые дела. Мы стали успешными в бизнесе, в международных делах и политике. И все равно, нам приходится оставлять это позади, все, ради чего мы так тяжело работали. Ничего не остается. Когда приходит время покидать тело, все уходит, мы остаемся одни. Поэтому, разве это не говорит о том, что вы должны найти ответы на вопрпосы жизни. О чем жизнь? Неужели не стоит пойти за этим, ведь если мы найдем ответы, мы станем свободными. А если мы продолжим увлекаться своими делами, потерями, приобретениями, радостями, горестями, болезнями, здоровьем и так далее, то будем понапрасну терять драгоценное время.

Это правда, пока вы считаете себя телом, то будете перерождаться снова и снова. И вы будете перерождаться у родителей, которых вы покинули. Иначе говоря, перед вашей смертью, если она существует, если вы преисполнены сомнений и злости, враждебности и жадности, ревности и так далее, вы переродитесь у родителей с такими же качествами. И у вас опять будут эти качества. Вам придется их отработать.

Но, конечная истина в том, что ничего из того, о чем я говорю, не реально. Это лишь для тех заблуждающихся людей, которые считают себя телом. Реинкарнация не существует. Перерождение не существует. Смерть не существует. Все эти негативные качества, которые я упомянул, не существуют. Но, пока вы считаете, что ваше тело реально, эти качества будут приходить к вам, они приходят ко всем, кто считает себя телом. Вам следует перестать читать так много книг. Перестать бегать по стольким учителям и встречам. Я не пытаюсь сказать вам, чтобы вы приходили сюда постоянно. Я пытаюсь сказать вам следующее. Найдите учителя, который подходит вам на вашем уровне развития. Будь это одна из главных религий или буддизм, это может быть что угодно. Если вам это идет, практикуйте, практикуйте, практикуйте, и становитесь живым воплощением учения. Но ходить от учителя к учителю, ходить с одной встречи на другую и ничего не практиковать — это никуда вас не приведет. Подумайте об этом. 

Мои собственные переживания пришли ко мне, возможно, в последней жизни или когда-то перед тем, как я принял это тело, которое не существует. Я, скорее всего, интенсивно занимался садханой. Иначе, почему я родился и увидел Раману Махарши, будучи младенцем? Почему меня привело в Индию? И почему у меня были личные переживания, во время которых терялась индивидуальность, и я сливался с бесконечным сознанием? Я не просил эти переживания. Я не просил, чтобы сидеть сегодня тут. Все просто происходит. 

Что бы ни происходило в ваших переживаниях, не боритесь с этим. Вы можете сказать: «Но, Роберт, у меня ужасное переживание». Без разницы, не боритесь с вашими переживаниями. Просто наблюдайте их, смотрите их, не реагируйте на них. Ничего не делайте. О, ваше тело будет делать то, что оно должно делать. Но не реагируйте на свою злость. Не реагируйте на свои сомнения. Меняйте свой ум как можно быстрее. Когда к вам приходят сомнения, когда к вам приходит злость, когда к вам приходят страхи, не развлекайте их. Начинайте читать мантру. Спойте духовную песню. Повторяйте джапу. Делайте то, что не можете не делать, чтобы избавиться от этой ситуации в данный момент. А затем продолжайте свои более глубокие духовные практики. Не развлекайте страхи, сомнения, злость.

Лучше всего, конечно же, задать себе вопрос: «К кому это приходит? Кто злится?» Что-то появится и скажет: « «Я» злюсь!» Держитесь «я». Не отпускайте его. Найдите его источник. Где оно возникло? Кто его породил? Если вы по-настоящему отследите «я» до его источника, то обнаружите, что злости никогда не было. Это нормально, это ничего не значит. Никто не может вас обидеть, пока вы не станете уязвимым. Неважно, что кто-то говорит или делает, или что вы считаете, они делают, это не проблема. Ваша реакция – это проблема. Ощущение, что что-то неправильно. Что может быть неправильно? Если бы вы знали, кто вы, вы бы смеялись. Весь мир стал бы смешным. 

Итак, все, что я могу для вас сделать, это признаться в своем переживании. И, когда я использую местоимения «я», я говорю о сознании, о всеприсутствии. Все становится истинным Я, когда я говорю «Я». Это включает всех здесь. Поэтому я признаюсь вам, что я не есть тело или ум. Я не являюсь никакими переживаниями. Я не есть мир. Я не являюсь чем-то, что вы можете увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать или почувствовать. Я — абсолютная реальность. Я — сознание. Я — бесконечная разумность. Я — сат-чит-ананда. Я — нирвана, пустота. Я — любовь, чистое осознавание, радость, блаженство. Я есть то — Я ЕСТЬ. Это истина о «Я», о вас, обо мне, и больше нет ничего.

Станьте радостными, возрадуйтесь. Оставайтесь центрированными. Вчера никогда не существовало. Завтра никогда не наступит. Единственный момент, который у вас есть, — этот момент сейчас. То, что вы думаете о себе сейчас, определяет, что произойдет с вами завтра. Тогда зачем играть в игры. Как я сказал, перестаньте читать книги. Перестаньте так часто ходить на встречи. Проводите время наедине с собой. Когда находитесь на сатсанге, ищите истинное Я. Узнайте, кто вы есть, и вы станете самым счастливым человеком на земле.

Все является сознанием. Все. Все есть сознание. Некоторые из нас не могут это почувствовать по той причине, что мы поглощены собой. Я не имею в виду истинное Я, я имею в виду эго. Мы настолько поглощены нашими делами, и так сильно стараемся стать просветленными, что никогда не станем. Вопрос не в том, чтобы пытаться стать просветленным. Знаете ли вы, что в действительности нет такого слова. Кто просветлен? Что такое самореализация? Это концепции, слова. Нет такого слова. Тогда то, чем мы пытаемся стать, не существует. Как мы можем когда-нибудь этим стать? Вы уже являетесь тем, что существует. Вы никогда не сможете стать тем, что не существует. Чем, вы думаете, вы являетесь? Вы можете сказать по своим мыслительным шаблонам. О чем вы думаете большую часть дня?

Например, о чем вы думали сегодня утром, как только открыли глаза? Вы волновались о своем завтраке? Вас беспокоило то, чтобы слишком не потолстеть или слишком не похудеть? Вас беспокоили ваши волосы или другой человек? Вы думали о ваших соседях, которые пытались обидеть вас? Или о том, что кто-то обманул вас? Или что кто-то украл что-то у вас десять лет назад, и вы не можете выбросить это из головы? О чем вы думаете целый день? Вот что затягивает вас обратно.

Просто научитесь ловить себя. Какие бы обстоятельства не возникали, ловите себя, задавая вопрос: «К кому это приходит?» Даже если вам приходится делать это тысячу раз в день. Это нормально. Это лучше, чем думать о мыслях, о которых вы размышляете тысячу раз в день. Не так ли? Ловите себя: «К кому это приходит? Ко мне?» Держитесь за «я»: «Что такое «я»? Кто этот «я»?» Спросите себя. Отслеживайте «я» до источника. Задайте себе вопрос: «Как возникло «я»? Откуда оно возникло изначально?» Тогда ваш ум станет неподвижным, может быть, только на несколько секунд, и затем придет другая мысль. Практикуйте ту же процедуру: «К кому это приходит?»

Вы можете делать и другое. Вы можете спросить себя: «Какая разница, что со мной происходит? В действительности, я вечный, бессмертный. На самом деле, я никогда не рождался и не могу умереть. Тогда какая разница, что видится в этот раз? Только кажется, что я прохожу через то, через что я кармически должен пройти. Почему я должен с этим бороться?» Когда вы перестаете бороться, вы выиграли битву. Поскольку, когда вы прекращаете бороться, ваш ум снова успокаивается. А когда ваш ум успокаивается, вы автоматически становитесь вашим настоящим Я. Затем вы забываете, пытаясь стать самореализованными, пытаясь стать просветленными. Вы забываете обо всех этих терминах. Вы просто пребываете в вашем истинном Я. Это все, что вы должны делать. Ваше истинное Я означает тихий ум, это определение вашего истинного Я. Тихий, спокойный ум. Когда ваш ум спокоен, вы в блаженстве, у вас есть любовь, сострадание, джняна, мудрость. Когда ваш ум шумный, — у вас есть сомнения, подозрения, злость, жадность, ревность. Выбор за вами.

Неважно, насколько глубоки самскары, эти склонности. Вырывайте их одна за одной, задавая себе вопрос: «К кому они приходят?» и отслеживая «я»-нить до ее завершения, и вы будете свободными.

Вчера, почтой из Нью-Йорка, я получил интересный подарок, такие кроссовки для ходьбы. Я не знал, кто их послал, я не помню их имена. Также я получил письмо, я помню этого парня. Он приходил на встречи раньше, он пришел сюда, когда мы были у Джеффа. Он посетил около шести встреч. Он всегда сидел сзади и едва ли что-то говорил. Удивительно, что делает сатсанг с человеком. Он написал мне одно из самых глубоких писем, которые я когда-либо видел или читал, а я прочитал много. Я хочу поделиться этим с вами, потому что думаю, это важно. Я не знаю, почему он сказал мне поделиться этим. Его зовут Энди Кинкарто, он друг Ричардсов. Он из Санта-Круз, но сейчас живет в Махопаке, штат Нью-Йорк. Это начинается тут и заканчивается вот тут. Мэри, вы бы хотели прочитать это? Читайте медленно. Попробуйте действительно понять, что он говорит.

Мэри читает: «Дорогой Роберт, увидев эту открытку, я вспомнил вас, хотя, когда я ее купил, то понятия не имел, что внутри речь идет о рождении. Воспринимайте это как метафорический парадокс. Никогда не рожденный я рождаюсь каждый момент. Какое-то время я находился в контакте с вами. Только для того, чтобы дать вам знать, кто это пишет, в последние шесть месяцев я разговаривал несколько раз с вами по телефону, после того, как я посетил несколько встреч в доме Джефри в апреле.

Я не уверен, почему я пишу сейчас, мне особо нечего сказать. Я чувствую, как с недавних пор стала разматываться огромная катушка, и вместе с тем, на самом деле, ничего не изменилось. Самое главное в этом то, что истинное Я постоянно открывается как абсолютно неизбежное. Весь этот мир видимости — ничто иное, как выражение истинного Я. Зависимость или освобождение, страдание или блаженство, — в свете истины нет разницы. Я имею в виду, что, есть ли отождествление с этим телом-умом или нет, это все равно сознание и ничто другое. Сознание – это все, что есть. Та форма, которую оно принимает в этом невероятно разнообразном мире, не важна. Точно, что значит «реализация»? Когда все уже является истинным Я. Истинное Я осознает себя во всех формах существования.

Я действительно должен сказать, что мне неважно, будет ли Энди Кинкарт продолжать захватываться этим концептуальным миром видимости. Я знаю, что если даже я забуду, что я един с Богом, и что все происходит по Его воле, по-другому не может быть. Бог есть все.

Думаю, что самый лаконичный способ выразить это в словах, это сказать, что здесь дело в видении того, что ничего не существует независимо. Настоящей основой всего является пустота. Даже это звучит патетически ограничивающе. Свобода понимания – это отсутствие любых отождествлений. Я даже не могу сказать: «Нети-нети». Кто говорит это?

Я не знаю, Роберт, просто такое ощущение, что, если есть понимание, которое приносит просветление, это в действительности ничего не меняет. Разве что, больше нечему сопротивляться. Нет никого, чтобы приобретать или терять что-либо. Все есть Одно. Концепции – это так скучно.

Как ни парадоксально, несмотря на недавнее чувство, что ничего нельзя ни сказать, ни послушать об истине, я стал спонтанно записывать то, что можно назвать наблюдениями. Это продолжает выскакивать. Кое-что я включу в это письмо, для вашего развлечения. Если вы почувствуете желание просмотреть это. Если нет, я просто хочу поделиться чувством тихой благодарности. Не за что-то или чему-то особенному, просто спокойное спасибо. Энди.

Пост-скриптум. Я буду в Нью-Йорке примерно до первого ноября. В этих числах я планирую уехать в Тайвань, но это откладывается. Я вышлю вам открытку, вы можете писать по этому адресу, и если я не буду здесь, ее перешлют».

И затем адрес в Нью-Йорке. 

Роберт: Теперь что вы думаете об этом?

У.М.: Очень красиво.

Р: Я делюсь этим с вами по той причине, что хочу, чтобы вы поняли, что это идет от сердца. Я могу сказать, что это идет не из книжных знаний. Я могу взять статью и сказать вам, откуда это взято. От сердца человека, из его сознания, или же из книги. Это идет прямо из сердца. Есть какие-нибудь комментарии?

У.К.: Это интересно, он начал выражать и говорить, а через какое-то время было такое впечатление, что он немного начал пороть чепуху, а затем опять вернулся к выражению.

У.М.: Можно сказать, что это прямо от сердца. Это чувствуется, даже читая это, я чувствовала, что он говорил. (У.К.: Не только от сердца, это заряжено энергией.)

Р: У него докторская степень по английскому, он обучает английскому за рубежом.

У.А.: Я не знаю, я вынужден высказаться против. (Р: Ладно.) Просто чтобы помутить воду, как я обычно делаю. (Р: Хорошо.) В первую очередь, я нахожу, что здесь есть очень сильная тенденция в части приверженности, когда ученики склонны повторять учение учителя. (Р: Да.) Есть очень сильная тенденция такого рода, особенно, если вы знаете людей, вы слышали об этих вещах, которые вы услышали от учителя. Когда я слушал, мне показалось, что это как интеллектуализация божественного потока.

Вы можете сказать, что мои слова это погружение в материальное. Мне показалось, что это были тоже слова, материальные слова, идеи. А что, если бы он просто сказал: «О, солнце так интенсивно печет сегодня утром. Я почувствовал сильный голод. Я съел мясо, мне понравилось мясо. Я хотел взобраться на вершину горы и т.д.» Мне кажется, что это бы больше выразило чувство единства, чувство желания единого, чем эти интеллектуализации.

Р: Ну, это, конечно, ваше мнение, и я ценю его. Но помните, Арнольд, я могу сказать, что он говорит из своего собственного опыта. То, о чем вы говорите, тоже хорошо. Это зависит от человека, зависит от того, кто он такой, и от того, как вы это воспринимаете. Но это ваше восприятие, и это хорошо. Что еще я могу сказать. (У.А.: Я могу попробовать быть более аргументированным, если это то, что я могу попробовать.) Я не буду приводить вам аргументы. (У.А.: Нет.)

У.М.: Может быть, дело в том, как я это читала. Но если бы он был здесь и сказал бы это своими словами от сердца, тогда бы это было более выразительно, было бы больше чувства, я же просто читаю чьи-то слова.

У.А.: Я не думаю, что дело в том, как вы это прочитали. Я так не думаю. Нет, вы очень хорошо прочитали.

Р: Теперь я вспоминаю Кинкарта, он очень искренний человек. (У.А.: Я не говорю, что он неискренний. Я думаю, что он искренний, просто такое впечатление, что у него скорее доминирует ментальный элемент, чем духовный.) Это его признание. Это то, как он чувствует. Для меня это просто чистейшая красота. Но это интересный комментарий. Какие-нибудь еще комментарии?

У.Р.: Я просто хочу сказать не по теме, я подумал, что Мэри сделала очень хорошую работу, представив это очень чистым, понятным способом. (Р: Да.) (У.М.: Спасибо.)

У.Б.: Меня тронуло, когда он сказал, что единственная разница в том, что нет сопротивления, кажется, что это суть всего. До этого он был «я» с собственной волей, с собственными попытками стать просветленным или желанием, а теперь он ничего не знает, и нет сопротивления. Он сказал об отсутствии любых отождествлений, потере в неведении, и больше нет сопротивления. (Р: Это тоже хорошее наблюдение, правда.) Эго – это всегда сопротивление этому божественному неведению.

У.Р.: Я также подумал, что это было неэгоистично, он не задавал вам вопрос, чтобы вы ответили. (Р: Да.) Это было совершенно неэгоистично, так я подумал. (Р: Да, это тоже правда.) (У.М.: От сердца.)

У.А.: То, о чем я говорю…, я не хочу заниматься бесполезным делом, но… (Р: Стегать дохлую лошадь!) Ладно, каким-то образом, после своих слов мне в голову пришли воспоминания о Японии, я думаю о том, каковы чайные домики. То, как подается чай, конечно, есть много примеров. Это тема чайной церемонии, я помню эти заборы, идущие вниз по маленьким аллеям. (Р: Ммм…) Та забота, которую, как мы знаем, они уделяют всему без слов. Вы могли бы провести один день в дзен-монастыре или храме шенг. Ничего не нужно говорить, потому что там все есть. Это выражается в каждом жесте, в каждом моменте, точно так же, как и с чайной церемонией, и это непередаваемо. Это выше слов. (Р: Да.) И это очень трогательный опыт, если вы относитесь к этому таким образом.

Р: Вы наводите на мысль, что он должен был выслать мне пустую открытку? (У.А.: Что он должен был?) Выслать мне пустую открытку? (У.А.: Я думаю, это было бы более оригинально. Да, я бы так сказал.) Там говорится «С Днем рождения!» (смеется) Нет, опять-таки, это ваше мнение, и я уважаю ваше мнение. Но он говорит из другого места. Это его чувства, его эмоции, его самовыражение.

У.К.: Это похоже на зеркало, каждый сам в нем отражается. (Р: Конечно, поэтому я и спросил.) Я понимаю, меня восхищает эта концепция.

Р: Видите ли, что бы вы мне ни сказали, это исходит из вашего собственного опыта, из вашего собственного сознания. То есть, вы говорите о себе, что бы вы ни говорили. Но я не должен был это рассказывать, иначе бы вы ничем не поделились. (смех) Ладно, о чем бы вы хотели, чтобы я поговорил сейчас?

Божественное неведение — 2У.Б.: Роберт, если сознание – это все, что есть, тогда сознание должно было бы быть до нашего состояния бодрствования, то есть оно должно быть похоже на состояние глубокого сна.

Р: Да, разница между сознанием и глубоким сном в том, что в глубоком сне вы не осознаете. В сознании вы осознаете, что происходит. Но в глубоком сне вы находитесь в своем естественном состоянии, но не осознаете. (У.Б.: Но если сознание – это все, что есть, тогда почему мы теряем сознание в глубоком сне, почему так?) Вы не теряете сознание. Вы просто не осознаете, потому что вы в глубоком сне. Это еще одно состояние неведения. (У.Б.: То есть, когда случается просветление даже в глубоком сне не будет потери сознания?) Когда с вами случается просветление, у вас не будет глубокого сна. (У.Б.: То есть мы находимся в глубоком сне, потому что…) Потому что вы не осознаете. Но это и есть самое близкое к реализации. (У.Б. Это потому что ум все еще как бы жив и функционирует.) Это потому, что вы мертвы для мира, и вы мертвы для всего. А ум функционирует как глубокий сон. (У.Б.: Ум функционирует как…) Как глубокий сон. (У.Б.: И когда все понято, и ум превзойден, тогда…) Тогда есть чистое осознавание… (У.Б.: Тогда нет глубокого сна.) Нет, есть просто чистое осознавание. 

У.К.: Также нет мыслей, но мозг функционирует, а мысли нет, в глубоком сне. (Р: Да, это верно.)

У.Р.: Роберт, я просто хотел поделиться с вами чувством, которое у меня было, когда я пришел на вашу встречу в первый раз. Я подумал, что то, что вы говорили, для меня было абсолютной истиной. Но когда я ушел домой и проснулся на следующее утро, то почувствовал огромную злость. По сути, я поделился этим с Эдом. Расстройство в том, что я обновил свою амбицию достигать чего-то, потому что я почувствовал – я думаю, моя проблема была в том, что, это правда, но ведь у нас есть роль, чтобы играть, очевидно, есть игра, чтобы играть. И я принимаю тот факт, что когда ты играешь в игру, ты должен в нее играть. Со всеми правилами, которые есть. Тебе не нужно верить, что все это настоящее, но ты должен в нее играть. И я не хочу разрушаться и иметь нигилистическое отношение к жизни, потому что я получаю удовольствие от определенных вещей.

Приобретение маленьких вещей, о которых мне нравится читать и изучать, это просто тема ума, или писать, или производить. Выполнять, на самом деле, так же приятно, если даже не больше, чем сидеть в тишине и медитировать, и входить в эту тишину. Я, на самом деле, знаю, что вы говорите глубоко, что это верно, я знаю, что это истина. Но пока мы находимся в этой маленькой игре, этой восьмидесятилетней игре, в которую мы играем семьдесят, восемьдесят лет, я чувствую, что я не наслаждаюсь преимуществами органов восприятия, тех вещей, которые застряли в моем теле, которые даруют мне маленькие дозы удовольствия. Может быть, я не верно истолковал то, что вы сказали. Мне не хватает радости, и любви, и объятий природы, жизни, людей, музыки – всего, что здесь есть.

Р: Это хороший вопрос, давайте поговорим о первом моменте. Вы разозлились. Это именно то, что хочет от вас ваш ум. Когда человек слышит истину в первый раз или слышит высшую истину, ум начинает борьбу. Он не хочет быть уничтоженным. Он будет бороться с вами при каждом удобном случае. И в начале все может прогрессивно ухудшаться, ментально. Теперь, когда вы понимаете, что происходит, вы просто наблюдаете это состояние. Это эго борется с вами. Это первое, что я услышал. Теперь, вторая часть. Никто вам не говорит, что когда вы станете реализованным, вы перестанете чем-либо заниматься. Если вы художник, то станете еще лучшим художником. Если вы занимаетесь скульптурой, то будете еще лучше этим заниматься. Вы будете чувствовать радость и блаженство. Но вы должны держать у себя в голове, что вы не деятель. И ваше тело будет делать то, что оно должно сделать в этом воплощении. Это не имеет никакого отношения к вам. Поэтому вы ничего не потеряете. Потому что у вас будет больше понимания, откуда оно приходит. Оно исходит из вас. Это истинное Я, и вы будете больше чувствовать блаженство. То есть, вы ничего не теряете и приобретаете все. Вопрос не в том, чтобы отдать, вопрос в том, чтобы получить. Тело само по себе очень ограничено. Когда вы осознаете, кто вы есть на самом деле, то становитесь вездесущим. И вы наслаждаетесь всем в миллион раз больше. Все становится более интенсивным, настоящим. Но вы понимаете, откуда оно исходит. Вы понимаете реальность. Вы можете сказать: «Все это истинное Я, и я есть То!» Это становится очень ясным для вас. 

У.Р.: Но если это правда, что в любом случае все есть иллюзия, тогда получается, вроде как, а в чем же смысл всего этого?

Р: Смысл в том, что вы играете в игру, как вы и сказали. Вы осознаете, что это иллюзия, но вы все равно играете свою роль. (У.Р.: Ладно.) Это, словно вы делаете один шаг назад и смотрите. Будто бы вы смотрите кино. Вместе с тем, вы и в кино. То есть вы и вне кино, и в кино, и то, и другое. Итак, вы можете быть совершенно свободными и незатронутыми, но вы все равно выполняете работу. (У.Р.: Я думаю, слово, которое я ищу, это разрешение играть в игру. Это нормально — играть в игру, даже если знаешь, что это игра.) Но помните, вы не имеете к этому никакого отношения. (У.Р.: Истинное Я играет в игру со мной, и я вовлечен.) Если вы ищете истинное Я, то выйдете за пределы своей личности. Личность полностью трансцендируется и сливается с истинным Я, или с сознанием. После этого вы играете в игру по-другому, но играете. Никто не говорил, что вы отправитесь в пещеру и будете медитировать до конца своих дней. Вы будете активны, вы будете продолжать играть в игру, но это будет по-другому.

У.К.: Такое впечатление, что эго лично наслаждается определенными вещами. Я думаю, когда вы выходите за пределы эго и личного наслаждения, то можете наслаждаться тем же, но на универсальном уровне, и наслаждение увеличивается, и это уже не эго, которое борется за это личное наслаждение. Так мне кажется.(Р: Это тоже верно.) Другой момент, иногда кажется, что когда вы переживаете что-то, то находите, или некоторые люди находят, что они становятся непривязанными или невовлеченными во что-то, во что они были вовлечены на протяжении некоторого времени. И тогда, когда что-то происходит, происходят какие-то изменения, и люди возвращаются к чему бы то ни было спонтанно, и наслаждения гораздо больше, и гораздо больше энтузиазма и прочего.

Р: Да, но помните, что главное следующее: на первых этапах все негативное в вас может ухудшиться. Вы может стать более злым, более сомневающимся, более подозрительным, более ненавидящим, помните, почему. Это ваше эго борется с вами при каждом удобном случае, говоря: «Не следуй учению». (У.К.: Потому что все потеряешь.) Да. Эго не хочет быть уничтоженным. Поэтому, вначале оно борется с вами прикаждом удобном случае. Не боритесь в ответ, реагируя. Просто наблюдайте, смотрите и задавайте себе вопрос: «С кем это происходит?», и вы обнаружите. И это все, что вы должны делать.

У.Р.: Раньше я больше злился на такие вещи. (смех)

Р: Это хороший знак. У этого есть называние, это называется «химизация». Внутри вас происходят изменения, и все выходит на поверхность, чтобы быть полностью трансцендированным. Поэтому не обращайте внимания на эти чувства. Игнорируйте их, спрашивая себя: «К кому они приходят?», и они будут уходить. Они будут становиться слабее и слабее каждый раз, когда вы задаете вопрос. Они будут становиться слабее и слабее, пока не уйдут. Это происходит практически с каждым.

(обрыв в аудиозаписи, Роберт продолжает)

Р: …кажется, что проходит определенные уровни. (У.М.: Роберт, мы проходим через эти определенные уровни, чтобы достигнуть момента пробуждения?) Иногда так выглядит, что вы проходите через определенные уровни. Но, в действительности, вы просто пробуждаетесь. Есть одна история про Будду, когда он решил пойти под дерево бодхи и сидеть там тридцать дней, там он просветлел. Не за тридцать дней, он просто собирался сидеть там, пока что-нибудь не произойдет. Он решил либо умереть, либо пробудиться. И примерно после тридцати дней его ученики сидели вокруг него, и увидели, как он открыл глаза и засиял. Они сказали: «Мастер, что произошло? Вы увидели Бога?» Он сказал: «Нет». «Вы стали самореализованным?» Он сказал: «Нет». И они задавали ему разные вопросы, а он отвечал: «Нет». В конце концов, в один голос ученики сказали: «Что случилось?». Он улыбнулся и сказал: «Я пробужден!»

То же самое с нами. Кажется, что мы проходим через уровни, а затем в один прекрасный день мы просто – раз! (щелкает пальцами) и пробуждаемся! Будто мы спали годами. Вспомните, когда у вас бывает длинный сон или повторяющийся снова и снова сон. Этот сон кажется таким реальным. А во сне вы пытаетесь бороться, пройти через все опыты, но вы не можете проснуться. И вы пробуете все эти духовные практики, а затем пробуждаетесь. Все ушло. Это был только сон. Точно так же, однажды вы проснетесь от этого сна, то же самое. Смотрите, сейчас большинство из вас считает, что то, что вам снится, очень реально. Например, когда я получил эту пару кроссовок, я не почувствовал ни радости, ни печали. Я просто наблюдал эти ботинки и сказал, какие прекрасные кроссовки, я обулся в них и все. Затем я погрузился в свое собственное блаженство, вещи не делают меня благостным или более счастливым. Вещи просто есть, чтобы наслаждаться, смотреть, видеть, наблюдать. Но ваше собственное блаженство никогда не покидает вас. Потому что ваша истинная природа – это блаженство, это человеческая природа. Все остальное — ни хорошее, ни плохое, мышление делает это таковым. То есть, те вещи, которые для вас могут казаться плохими, для кого-то другого могут казаться хорошими.

Например: мужчине позволено иметь одну жену, это хорошо. Но если вы поедете в арабские страны, там вам разрешено иметь три жены, и это тоже хорошо. Здесь для некоторых из нас это может быть плохо, но там это хорошо. Возьмем другой пример. Скажем, если вы отправитесь на Северный Полюс навестить вашего друга эскимоса. Первое, что он вам предложит, это переспать со своей женой. Это честь. Видите, что я имею в виду. Ничего не является ни хорошим, ни плохим, только думание делает это таковым. Поэтому посмотрите на все, что вас злит. Все это ерунда, забудьте об этом и будьте счастливы.

У.К.: У меня есть вопрос. (Р: Пожалуйста.) Если бы кроссовки пришли к вам в упаковке, и они были бы грязными, запачканными, воняли и выглядели очень плохо. Вы бы подумали, что это хорошие кроссовки, или бы вы подумали, что это интересные кроссовки?

Р: Я бы не думал, что они хорошие или плохие, красивы или нет, я бы просто наблюдал их. Я бы смотрел на них, и если бы я почувствовал, что хочу их обуть, я бы обул, а если нет, то нет. (У.К.: Эти кроссовки вы пронаблюдали, они были красивыми, а мне интересно, если бы они были другими, вы бы сказали:«Они интересны?») Я не наблюдал, что они были красивыми, я наблюдал, что это были кроссовки. (У.К.: Вы сказали «красивые», и я подумал…) Что я имел в виду, я имел в виду, что я осмотрел их, аккуратно их проверил, я никогда не слышал о такой марке, и я просто их обул. И все мне говорят, какие красивые кроссовки. (У.К.: Мои интересные. (смех) Мои использованные кроссовки.) Подождите, пока не увидите те, которые я носил раньше. У них была сверху дырка, они были наполовину сношены, пятки стерлись. Происходит то, что должно. Ошибок не бывает, помните это. Все в порядке, повсюду. Именно такое, какое есть. И помните, что единственная причина, по которой вы приходите в восторг или выходите из себя, в том, что мир оборачивается не таким, как вы хотели, вот и все. Но если вы забудете о своем мире и сольетесь с сознанием, все будет хорошо. Например, вы говорите: «Мой дядя умер». И вы думаете, что это плохо, но для него это хорошо, потому что он свободен и может продолжать свое пребывание, чем бы он ни занимался. А для вас это плохо. Вы получаете в наследство миллион долларов, для вас это хорошо, для вашей соседки это плохо, потому что она начинает завидовать и застреливает вас. (смех) (У.К.: Это очень хорошо для дочери, потому что она получает в наследство деньги.) (смех) Кто бы ни получил их в наследство, это будет хорошо. (смех)

У.Б.: Но это только кажется хорошим. Может быть, кто-то женится на ней, сделает ее несчастной и убьет ее. И это окажется плохим.

Р: Конечно, и так все продолжается и продолжается. Это никогда не заканчивается.

У.Л.: Для нее хорошо, когда ее убьют. Ее освободят. (смех)

У.Б.: Но потом она родится снова крокодилом. (ученики смеются)

Р: Но вы видите, почему мы не должны реагировать?(Ученики: Да.) Потому что мы не знаем, что хорошо, а что плохо. (У.Б.: Потому что мы не знаем, что есть что.) Точно.

Нирада, ты сегодня ужасно тихий.

(пауза)

У.Б.: Роберт, то есть, вы просто спонтанно пребываете в своем божественном неведении без учения, даже ничего не прочитав о духовной жизни.

Р: Нет. Да и нет. (У.Б.: Это точный ответ, да и нет.) В начале я ничего не читал, а позже читал. (У.Б.: Но до того, как вы прочитали, вы пребывали в божественном неведении?) Да. В четверг я рассказывал небольшую историю, что произошло.

У.Р.: Роберт, как вы думаете, когда этот человеческий эволюционный цикл завершится, возможно, у него есть конец, я о том, что в длительной схеме того, о чем этот эксперимент, или куда бы ни направлялось его движение, эта планета пропадет. И человеческая форма, возможно, пропадет вместе с ней, разве что нас не унесет в какую-то новую планету, или что-нибудь?

Р: Тогда мы вернемся опять, и все снова повторится, пока вы не пробудитесь. (У.Р.: Я очень надеюсь, что есть другие места.) В вашем уме, только в вашем уме. Ваш ум создает другие места. Если вы хотите обнаружить, что происходит на Марсе, Венере или Юпитере, идите внутрь себя. Погрузитесь глубоко внутрь себя, и вы обнаружите. На самом деле, вы обнаружите, что эти планеты существуют только потому, что существуете вы. Что происходит с ними, когда вы спите? В глубоком сне они исчезают, мир исчезает. Ничего не существует.

У.К.: Я не верю в это. Это точно так же, как если дерево падает в лесу, и никто этого не слышит, действительно ли оно упало? Я не знаю, упало ли, но оно могло?

Р: Обнаружьте. Поймите себя и вы узнаете, потому что если вы создаете это умственно, шума нет. Только для людей в заблуждении, которые слышат шум. (У.К.: Простите?) Только для людей в заблуждении, которые слышат шум. Как и большинство людей, большая часть населения слышит разные шумы, для них это реально. (У.К.: А если я не слышу?) Тогда это нереально. Но все это создаете вы, это исходит из вашего ума. Когда вы спите, все прекращается. Нет мира, ничего нет. Но когда вы пробуждены, как будто бы… (У.К.: Да, но я могу наблюдать кого-то в глубоком сне.) Нет, не можете. (У.К.: Не могу?) Где вы в глубоком сне? (У.К.: Нет, я могу наблюдать, как кто-то другой спит в глубоком сне.) Это ответ. (У.К.: Какой это ответ?) Они наблюдают это через свой ум. (У.К.: Но реальный, относительный мир.) Это то, что вы видите за человека, который спит в глубоком сне. (У.К.: Да, я не могу это узнать, действительно, я не могу узнать.) Кто хочет узнать? (У.К.: Я не знаю, вы делаете утверждение, что я осознаю, что для меня невозможно узнать, правда это или нет.) Потому что это ваше эго видит это, поэтому я говорю: «Погрузитесь глубоко в себя, и вы узнаете». Пока вы говорите из внешних намерений, вы не сможете узнать. (У.К.: Ммм… Это интересно.)

У.М.: Роберт, эти сны – тоже создание ума, правильно?

Р: Сны – это порождение ума, конечно. Неважно, какой это сон. Подумайте обо сне. Он воплощается во вселенной, и все это происходит внутри вас, в вашем уме. Однако, вы видите луну, вы видите звезды, вы видите солнце, вы видите людей, у вас есть переживания, и все происходит, как реальное. Это происходит в вашем уме. То же самое с миром. Он происходит в вашем уме, но вы отказываетесь принимать это. Вы думаете, что эти вещи реальны, и, соответственно, вы страдаете. Эд?

У.Э.: В ответ на вопрос Джея. Одним из самых больших изменения для меня было то, что поменялось то, что я считал себя телом с сознанием внутри, на то, что я обнаружил, что я сознание, которое содержит тело.(Р: Да.) И что, когда вы видите такую точку зрения, тело уже нереально, оно как все остальное снаружи, часть этого, и все это принадлежит сознанию. Когда у вас первый взгляд, мир реальный. Когда вы сознание, тело нереально. (Р: Это хороший момент.) Оно просто объект в сознании.

Р: Все является сознанием, и все, что появляется в форме, происходит в сознании. Все это брахман.

У.К.: А что по поводу того, что если я сижу здесь, и такое впечатление, что мое сознание не отдельно от других сознаний, все же, каким-то образом, у меня есть система координат.

Р: У кого есть система координат? (У.К.: Я не знаю, у кого, но…) У эго. (У.К.: Ладно.) Вы говорите об эго. Когда вы избавитесь от эго, системы отсчета не будет. (У.К.: То есть, если полностью избавиться от эго, то системы отсчета не будет?) Системы отсчета нет. (У.К.: Нет никакого отношения к телу, я о том, что я даже не осознаю, что оно здесь есть?) Когда? (У.К.: Когда нет эго.) Когда эго нет, вы будете осознавать, но по-другому. (У.К.: Я буду осознавать все тела?) По-другому, вы будете осознавать, что все тела – это истинное Я, и вы есть это.

У.К.: Да, но я все равно исхожу из другого… (У.Х.: Из вашего видения.) Я могу это воспринимать, но я исхожу отсюда

Р: Но это умственно. (У.К.: Верно.) Другой путь – это духовность. Это другое. Это исходит с точки зрения истинного Я. Я осознаю, что я есть истинное Я. Но Я ЕСТЬ включает и вас. Вы есть мое истинное Я. (У.К.: У вас нет здесь и там, ничего вообще?) Поэтому, когда я вижу вас, я вижу свое истинное Я как сознание. Я могу видеть вас только как мое истинное Я. (У.К.: Но, все равно кажется, что есть здесь и там?) Кому? (У.К.: Вам?) Нет. (У.К.: Нет здесь и там.) Нет здесь, есть только одно. (У.К.: Только одно?) И это вы! (У.К.: Это я?) (смех)

Р: Будьте недвижимы, и знайте, что Я ЕСТЬ — Бог. 

У.Л.: Роберт, мне кажется, что есть что-то страшное во всем этом видении или чувстве или думании, что я есть Бог.

Р: Нет, вы говорите о «я», которое есть ваше эго. Ваше личное, индивидуально «я» не есть Бог. Но Я ЕСТЬ — это Бог. Видите разницу? (У.Л.: Да.) Вы не есть Бог, как вы кажетесь. Но ваше истинное Я есть Бог. То есть, когда вы говорите: «Я есть Бог», вы не имеете в виду себя как тело. Вы говорите о реальном Себе, которого вы не можете видеть как «себя». Вы понимаете?

У.Л.: Также я чувствую, что обнаруживаю, что, когда остаюсь наедине с собой в тишине в течение какого-то времени, то начинаю бояться, я пугаюсь этого, и мне нужно выйти, вернуться к ощущению себя, или выйти из себя. (Р: Да.) Но все равно, я не знаю, чего я боюсь.

Р: Все это самскары. Прошлые склонности посещают вас. Вы должны наблюдать их и задавать вопрос: «Откуда они приходят?», и «К кому они приходят? Кто дал им рождение? Кто их отец, и кто их мать?» Они приходят из ниоткуда, и они возвращаются в никуда, когда вы верно их видите. Но если вы соглашаетесь с ними, если вы чувствуете их, если вы прилипаете к ним, тогда они становятся реальными для вас. Как только вы начинаете чувствовать страх, сразу же ловите себя и задавайте вопрос: «К кому приходит этот страх?» и ждите. Ответ будет: «Он приходит ко мне». Как только приходит ответ «он приходит ко мне, сразу же пребывайте в «я». Начинайте чувствовать «я», или же вы можете начать говорить себе: «Я-я, Я-я». «Я» — это первое имя Бога. Вы взываете к своей истиной природе, которая больше, чем страх. И страх исчезнет, попробуйте!

У.Р.: Роберт, если есть только одно истинное Я, тогда, как же так может быть, что один человек реализован, а другой в неведении?

Р: Потому что нет никого реализованного. Это просто слово. Есть только понимание, что все это истинное Я. Все, что где-либо происходит, есть истинное Я в проявлении. Я есть это истинное Я! Точно так же, как сон. Я есть сон. Разве нет? Потому что мне снятся все. Мне снится комната, мне снится мир и вселенная. Поэтому я могу сказать, что этот сон – я. Вас я вижу точно так же. Вы – мое истинное Я, и есть только Я. Но вы видите двоих, троих, четырех, множество. То есть, это у вас проблема, а не у меня. (смеется) Потому что вы настаиваете, что видите множество. Видьте ваше истинное Я, и вы увидите меня как ваше истинное Я. Есть только одно истинное Я. Это звучит разумно? (У.Р.: О, да.)

У.Э.: Это звучит так, что все зависит от того, чью позицию вы принимаете: Кришны или Арджуны. Принимаете ли вы позицию Абсолюта или позицию, в которой был Арджуна, джива-мукти, джива, индивидуальное «я». (Р: Да.) Теперь, когда вы только осознавание, ничего нет. Но когда у вас нет осознавания, есть множество. Когда у вас нет абсолюта, тогда есть множество.

Р: Да, это верно. Мы говорим об Абсолюте. Абсолют один, в противном случае, есть множество. Это правильно.

У.К.: Когда кто-то воплощен и достиг истинного Я, или понимает и становится просветленным, тогда он есть сознание. Я думаю, мы указывали на то, что это были разные вместилища сознания. Тело, правильно?(Р: Тело – это сосуд сознания?) Ну, относительно говоря? (Р: Есть только одно сознание, а не десять или двенадцать сознаний.)

У.К.: То есть, есть одно сознание. Так, человек, который достигает конечного состояния – что такое эго? Кажется, что индивидуальное эго есть. Кто-то о чем-то говорит, кажется, что есть разные люди, которые говорят?

Р: Так это вам кажется. (У.К.: Да, так…) Откуда вы исходите? Из джняни или а-джняни? (У.К.: Я хочу попытаться понять, по крайнем мере, интеллектуально, что видит джняни.) Джняни видит истинное Я как одно. Как я и сказал раньше. (У.К.: Итак, я говорю, вы знаете, что я сейчас скажу?) Нет, я не знаю, что вы сейчас скажете. Я только знаю, что я есть один со всем, что есть. (У.К.: Ладно, значит, иначе говоря, вы, по сути, не знаете, что это эго думает в относительном смысле.) Для меня эго нет, эго не существует. Я вижу вас как свое истинное Я, и я ничего не думаю. Я не вижу себя как вас. Я не вижу свое «я» как вас. (У.К.: Нет?) Я не считываю ваши мысли, потому что в моем состоянии нет мыслей, чтобы считывать. Ничего не существует, только пустота. Как я могу считывать то, что вы говорите? Тогда должен быть кто-то дома, чтобы считывать. (У.К.: Вы видите это тело здесь?) Конечно, я вижу вас как свое истинное Я. Точно так же, как экран в кино, как все формы на экране. То есть, я как экран, и вы – все формы. То есть, я есть часть вас, и я независим от вас.

У.К.: Да, тогда, я думаю, более четко было бы сказать: «Есть ли я?» (Р: Нет «я».) Да, или же одно, потому что мое «я» обладает небольшей склонностью к «я», а-джняни, рассказывать про это эго или просто элемент, очень тонкий, вы знаете, что я имею в виду? (Р: Нет.) Вы видите мое «я», вы видите меня, вы видите меня, будучи собой? (Р: Я вижу истинное Я.) Вы видите истинное Я. (Р: Есть только одно истинное Я.) Да, оно ваше?

Р: Оно просто существует. Если бы оно было мое, тогда был бы кто-то еще. (У.Х.: Что?) Я должен бы был быть кем-то еще. Чтобы иметь возможность сказать: «Это мое «Я».» Мое не существует. Нет ни меня, ни моего. Есть только всеприсутствующее истинное Я. Существует только истинное Я. Оно не мое и не ваше. (У.К.: То есть, здесь есть тело, которое, по сути, просто «истинное Я».) Нигде нет никакого тела. (У.К.: Так оттуда вы можете видеть, что здесь нет никакого тела?) Я вижу вас как истинное Я, не как тело. (У.К.: Да. Но для некоторых… Я не знаю, есть как бы воздух между этим, почти.) Для кого? (У.К.: Для меня, очевидно, есть, но для вас…) Тогда задайте себе вопрос: «Кто я?» (У.К.: «Где я?») «Кто я?» Найдите.

У.Р.: Все равно, должна быть какая-то причина иллюзии, потому что так много людей участвует в ней, вы знаете, есть около пять миллиардов людей, которые переживают тяжелые времена от своей учености. Было бы очень тяжело доказать им, что они одно, даже если это правда.

Р: Вы не можете это доказать, у вас должно произойти собственное переживание. Есть пять миллиардов людей, которые спят. Говорят ли они, что сны реальны, конечно, нет, они просыпаются. Но они не просыпаются все вместе.

У.Р.: Это должно служить определенной цели, вот что и имею в виду, эта двойственность должна служить определенной цели, а если нет, то что же это за дурацкая вещь такая.

Р: Нет никакой цели, этого не существует. (У.Р.: Как я сказал, есть несколько миллиардов иллюзорных людей, которые воспринимают это, для них это реальность.) Кто все это видит? Это ваша точка зрения. (У.Р.: Это только моя точка зрения, но все же, она исходит из наблюдения мира, я это не выдумал.) Чье это наблюдение? (У.Р.: Тех индивидуумов, с которыми я ежедневно общался. Я не так много встречал людей, которые не выражали бы индивидуальность.) И кто наблюдает то, что говорится? (У.Р.: Это, на самом деле, все со мной.) Тогда кто вы? (У.Р.: Ну…) Для кого есть эта точка зрения, о которой вы говорите? (У.Р.: Это лишь мое маленькое видение.) Тогда кто тот вы, который говорит? (У.Р.: Ну?) Вы говорите с точки зрения мудрости? (У.Р.: Нет, я просто говорю из эго.) Правильно, из эго. Именно так эго видит мир, ложно. Это называется «ложное воображение». Вот как вы это воспринимаете. (У.Р.: Но очень сложно будет рассказать это всем людям, которые это испытывают.) А кто хочет им рассказать? (У.Р.: Я хочу. (смех) Моя работа в том, чтобы сделать все остальные иллюзии таким же нереальными, как и я в своей иллюзии.) Волнуйтесь о себе. (У.Р.: А другие сами о себе позаботятся?) Конечно. (У.Р.: Они уже сами о себе заботятся, пока я исправляю, они тоже исправляют, да?) Если вы в это верите. (У.Р.: Это должно быть так.) Как скажете. (У.Р.: Я сделаю так, что они все исчезнут.) Делайте, но сначала сделайте так, чтобы исчезли «вы». (смех)

У.А.: Роберт, у меня есть вопрос. Вы уже говорили много раз, что карма неизбежна, что она разворачивается.(Р: Если вы считаете себя телом.) Пока не происходит полная реализация. Но до того, как она происходит, могли бы вы сказать про самскары, что для человека очень трудно добровольно увеличить самскары, если я правильно выразился.

Р: Вы будете увеличивать самскары, реагируя на мир. Иначе говоря, если на вас нападает скорбь и вы не реагируете на нее, то избавитесь от нее навсегда. Если вы реагируете на нее, скорее всего, вас опять снова посетить скорбь, опять и опять, снова и снова, вы будете увеличивать самскары.

У.А.: Кое-что по этому поводу, вы знаете, что я артист, я создаю миры. Сейчас я создаю видео для книги, которую я сделал, и меня это захватывает, как это и случалось уже много раз ранее, когда у тебя такое чувство, что ты создаешь людей, у них есть эмоции, у них есть это, и весь мир как бы развивается перед твоими глазами. Итак, у меня есть такое чувство, заплачу ли я цену за создание этого. Будет ли нужно создавать иллюзию еще и еще?

Р: Да, будет. Все, к чему вы привязаны в этом мире, создает еще большую карму. (У.А.: А что вы скажете, если я создаю эти миры и не привязан к ним, тогда я могу продолжать создавать их.) Да, можете. Когда вы не привязаны, вы можете заниматься чем угодно, что вам нравится. (У.А.: Хорошо.) Но для некоторых людей сложно быть непривязанными. Не совершайте ошибку, не говорите: «Тогда неважно, будешь ли ты грабить банк, ведь нет никакой разницы, я не привязан». Вы привязаны, потому что если бы вы не были привязаны, в первую очередь, вы бы не грабили банк. То есть, это не дает вам право делать, что угодно. Вы должны быть очень осторожными. Вы должны практиковать любящую доброту, сострадание, покой, радость для себя и для остальных. (У.А.: Разве не-действие – это не еще одна цель?) Нет, потому что я уже упоминал об этом ранее. Неважно, как сильно вы стараетесь не действовать. Вы можете уйти в монастырь или ашрам, стать монахом, но вы не сможете держаться этого.

У.Э.: Они там заставят вас работать. (смех)

Р: Да, вам придется действовать. Если вы должны действовать, вы будете действовать.

У.Э.: Я стал монахом, чтобы стать созерцающим, и они все отсылали меня работать, чтобы поддерживать ашрам. (У.К.: Вы попали в неправильное место.) Да, попал в неправильный ашрам. (смех)

Р: Почему бы нам не сделать маленький перерыв и не перекусить.

(Роберт включает музыку, аудиозапись заканчивается)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *