На пути. Избавление от негативных привычек. Транскрипт #86

11 августа 1991 года

Добрый день! Добро пожаловать! Я знаю, что некоторые из вас – вдохновленные джняни и вам не очень нравятся песнопения. (Смех) Вы делаете большую ошибку. Песнопения были во всех мировых традициях. Среди них католики, иудеи, протестанты, баптисты, индуисты, мусульмане.

Почему? Если бы это не было важно, для чего бы это было у них? Когда вы приходите сюда, мир удерживал вас всю неделю, оказывая влияние на ваше поведение. Песнопения как бы идут глубже в субъективное, успокаивают вас, подготавливают вас к чему-то высшему. Даже меняют ваше сознание, поднимают вас. Песнопения – это очень хорошо. В Раманашраме всегда проводили два часа песнопений прежде, чем делать что-то другое, утром и вечером. То же самое в ашраме Рамакришны. Везде.

Вдохновленные джняни верят только в слово. Слово не имеет значения. Многие из вас приходят только для того, чтобы послушать меня. Откуда вы знаете, что я знаю, о чем я говорю? Слова – это слова. Возраст песнопений — тысячи лет, и они имеют свою ценность.

Разница между западным и восточным мышлением в следующем. Западное мышление принимает все, что видит, как хорошее и плохое. Восточное мышление в какой-то мере осознает, что все исходит изнутри, не принимает все, что видится, и что говорят органы восприятия. Они наблюдают это без привязанности и реакции. Это восточное мышление существует уже тысячи лет. Возраст Соединенных Штатов всего 200 лет. Вы должны задуматься над этим.

Большинство людей на западе стремятся к тому, чтобы быть чем-то вне себя. Внешний мир оказывает на них влияние. Они верят всему, что видят. Внешний мир включает их тело и их мысли. Естественно, они верят, что являются телом и умом. Также они верят, что то, что показывает им мир – правильно. Это неправда. Все в этом мире – это результат чего-то внутри вас. Вся вселенная – это проявление ваших мыслей.

Ничего не существует без вашего разрешения. Я знаю, что для некоторых из вас это звучит странно, но это правда. То, что вы ненавидите, и то, что вы любите в этом мире – ваши собственные проекции, ваше собственное «я». Когда существа начинают осознавать, что они есть мир, они есть вселенная, тогда они начинают быть очень осторожными с тем, что они думают, как они воспринимают вещи.

Все вещи в этом мире подвержены закону изменений. Ничего никогда не остается одним и тем же. Следовательно, если вы в неведении привязываетесь к человеку, месту или вещи, то будете страдать, поскольку это должно измениться. Когда вам не нравится что-то или кто-то снаружи вас, на самом деле, вам не нравитесь вы сами, поскольку ваше Истинное Я вездесущее. Вы есть Истинное Я всего, что вы воспринимаете. Как вам может что-нибудь не нравится? Все это связано с вами.

Все есть ваше Истинное Я, а не какие-то вещи. Если у вас вспыльчивый темперамент, если вы невежественны, если вы ненавидите, то причиняете это себе. Поэтому вам надлежит любить все. Скажите: «Я не понимаю, о чем это все». Будьте честны с собой. Но если я ненавижу это дерево на улице, я ненавижу себя. Почему? Когда вы находитесь в состоянии глубокого сна, существует ли для вас мир? Вы не можете сказать, что мир существует, потому что находитесь в глубоком сне. Вы практически мертвы. Когда вы глубоко спите, то снова просыпаетесь к этому миру. В смерти вы просыпаетесь в другой мир. Это единственная разница между глубоким сном и смертью. Поэтому что касается вас, вы не имеете совершенно никакого отношения к этому миру, когда находитесь в глубоком сне. Покидая ваше тело, вы тоже не имеете совершенно никакого отношения к этому миру, и продолжаете существовать где-то еще.

Обнаружьте, кто вы. Ничего нет таким, как кажется.

По этой причине так много людей говорят, что самоисследование, как бы, трудное. Они не могут придерживаться его. Они не могут его воспринимать. Поэтому все великие мудрецы утверждают, что самоисследование только для зрелых душ. Что они имеют в виду? Они имеют в виду тех существ, которые в определенной мере превзошли свой плохой характер, свое невежество, свои отвратительные манеры, свои системы верований. Чтобы это сделать, вы должны были практиковать в предыдущем существовании различные садханы, духовные практики. Когда вы проделали все это, самоисследование становится легким. Вы любите самоисследование. Оно становится частью вас. Но когда у вас все еще есть ваши старые привычки, они сразу же становятся на пути, когда вы начинаете практиковать самоисследование. Ваше эго, ваш ум, «я»-мысль очень большие. Это захватывает вас, и вы не можете заниматься атма-вичарой. Вам она надоедает. Вы говорите, что она не работает. Вы говорите, что она слишком трудная. Это потому, что вы переполнены собой. Ваше эго все монополизирует.

Только подумайте на мгновение, с тех пор, как вы проснулись этим утром, сколько вы думали о себе. Разве все не связано с вами, «я», «мной»? «Я встаю, я голодный, я хочу прочитать газету, я хочу пойти на прогулку, мне жарко, мне холодно, я чувствую одно, я чувствую другое, мне нужно это, мне нужно то». Всегда «мне-мне-мне». Всегда я, я, то, в чем я нуждаюсь. Поэтому когда вы пытаетесь обнаружить истину о себе, вы ищите во внешнем мире. Вы ищите во внешнем мире учителя, учение, книгу, аудиозапись, чтобы что-то для вас что-то сделало, чтобы что-то вас включило. И когда это не работает, вы обращаетесь к наркотикам, героину, кокаину и так далее. Люди ищут чего-то снаружи, чтобы сделать себя счастливыми.

Для меня это смешно, поскольку счастье – это ваша природа. Ваша настоящая природа – это счастье. Так всегда было, никогда не было чего-то другого. Покой – это ваша истинная природа. Поэтому меня удивляет, как некоторые люди хотят сделать этот мир спокойным. Они хотят обрести счастье в спокойном мире. Такой мир не существует, и никогда не будет существовать. Но вы не можете отрицать свое существование. И потому что вы существуете, все, что вы ищете, находится внутри вас. Вы должны научиться погружаться глубоко внутрь и обнаружить эту истину. Но как вы можете это сделать, если вас так волнует мир, ваше личное эго и вы сами? Как вы можете, если вы все время думаете о том, что причиняют вам другие люди, что вы причиняете себе, что вам нужно, что вы должны получить? Как вы можете приобрести что-то еще? Не можете. Остается слишком много «вас». Ваше «я» должно быть уничтожено. Ум, личное «я», эго должны быть уничтожены. Только когда это произойдет, вы начнете чувствовать нечто другое.

Итак, что делать? Если вы не можете практиковать самоисследование, вы можете сказать: «Я никогда не пробужусь, я никогда не стану самореализованным». И снова, для меня это смешно, потому что истина о вас в том, что вы уже есть. Это так просто. Все, что вам нужно сделать, это избавиться от «себя». Вы должны отвергать все, что вы считаете неважным, хорошим и плохим. Вы должны перестать волноваться о «себе». Что может с вами случиться? Что может случиться самое плохое? Вы можете умереть? Это плохо? Что такое жизнь? Жизнь – это родиться, пройти через опыты, потом умереть. Именно тогда, когда вы покидаете свое тело, начинается все самое веселое.

Вы должны начать смотреть на свою жизнь по-другому. Кто существует? Кто проживает эту жизнь? Когда я говорю вам конечную истину, вы мне не верите, и я не ожидаю этого от вас, потому что в конечной истине никто не проживает эту жизнь. То, что вы видите, нюхаете, пробуете, чувствуете и слышите, не существует. Но перед тем, как вы сможете прийти к такому заключению, вы должны начать сначала. Вы должны практиковать садхану, духовные практики. И практика не начинается с попыток изменить других людей, чтобы они делали то, что вы хотите. Практика начинается с того, что вы смотрите на себя и видите отвратительные привычки внутри.

Если у вас вспыльчивый характер, вы не можете так проживать жизнь. Сначала вы должны признаться себе в этом, а потом задать вопрос: «Как мне избавиться от этого?» Если вы искренне зададите этот вопрос, ответ придет. И это также правда про каждую негативную привычку, которая у вас есть. Вы можете избавиться от привычки только внутри себя. Не пытайтесь поменять свое окружение, потому что вы возьмете плохой характер с собой. Когда вы думаете, что не можете поладить с людьми, и хотите, чтобы все было по-вашему с вашим дурным характером, и вы все время спорите, и видите, что везде все не так, веря в то, что если переедете в Тускон, и там вам будет спокойно, то это ложь, поскольку вам придется взять с собой себя.

Сначала, когда вы переезжаете в Тускон, все кажется свежим и новым. Вы встретите новых людей. Вы пойдете на новый сатсанг, вы найдете нового учителя, вы найдете новую работу, у вас будет новая квартира, и вы скажете: «Это здорово!» Единственный выход – оставаться там, где вы есть, видеть себя таким, какой вы есть на самом деле, работать над собой, чтобы превзойти и трансмутировать все эти отвратительные привычки.

Как вам это сделать? Когда кто-то просит у меня такого совета, я не психиатр. Мне интересна духовная жизнь. Но я также понимаю, глупость того, чтобы говорить человеку: «Отождествляйся со своим источником. Практикуй самоисследование, и ты устранишь свой вредный характер». Все это хорошо и здорово. Так можно сделать, но для большинства людей это нелегко. 

Есть способ избавиться от своих отвратительных привычек, эмоций и так далее, депрессий – всех этих вещей, и этот путь несложный. Вам нужно стать свидетелем вашего отвратительного характера, ваших неприятных методов, вашей жадности, вашей корыстности, вашей похоти и так далее. Вы наблюдаете, как вы проживаете все это. Поначалу, я признаю, это будет немного трудно, потому что, когда вы проявляете агрессию, когда вы взрываетесь, в такой момент вам трудно себя наблюдать. Начните наблюдать себя, когда вы злитесь немного, тогда наблюдение становится гораздо легче, и вот как это работает.

Вы смотрите, как вы впадаете в ярость. Вы наблюдаете, как вы впадаете в ярость. Вы отождествляетесь с яростью, в которую вы впадаете. Вы полностью отождествляетесь со своей яростью. Я знаю, что вы скажете: «Роберт, если я буду отождествляться со своей яростью, она будет становиться больше». Наоборот, когда вы полностью отождествляетесь со своей яростью, то увидите, что эта ярость принадлежит «я»-мысли. Вы обнаружите, что осознаете, что «я» в ярости. «Я» и ярость – это одно и то же. Но «я» — это не настоящее Я. Я настоящее – совершенное и отдельное от «я». Это заставит вас рассмеяться, поскольку вы осознаете, что вы не есть одно со вспыльчивым характером. Сваливайте все на «я», наблюдайте, как у «я» случается этот приступ ярости. По мере того, как вы наблюдаете «я», оно также является вашим вспыльчивым характером и начинает уменьшаться. Оно становится все слабее и слабее.

Я повторю это еще раз. Любое ваше качество, от которого вы хотите избавиться, наблюдайте его и отождествляйтесь с ним. Когда у вас получается смотреть на это, оно растворяется. Ему не нравится, когда на него смотрят.

Я приведу пример. Скажем, у вас есть друг, и вы всегда с ним спорите. У вашего друга вспыльчивый характер. Обычно, когда ваш друг становится таким агрессивным, вы тоже становитесь агрессивным, проявляется ваша вспыльчивость, и вы сильно спорите, вы злитесь друг на друга. Никто не выиграл. Потом вы начинаете понимать то, о чем я рассказал. Итак, когда ваш друг возвращается к вам, и у вас снова агрессивный спор, но в этот раз вы не отвечаете. Вы пристально смотрите на своего друга, который отождествляется с «я», и не отвечаете.

Как вы думаете, что произойдет? Ваш друг измотается, осознавая, что вы не отвечаете, он будет становиться все слабее и слабее. В следующий раз, когда он вас увидит, то дважды подумает перед тем, как злиться и спорить, потому что он будет знать, что вы не будете отвечать. Вы стали свидетелем. Произойдет одно из двух. Ваш друг увидит, что вы больше не отвечаете. Тогда он отстанет со своими спорами и уйдет от вас, вы больше его не увидите. Он найдет кого-то другого, чтобы подраться. Или же он извинится, пожелает остаться вашим другом и поменяет свое отношение.

Вы делаете то же самое с собой. Скажем, вы всю свою жизнь были корыстными. Вы и я знаем многих людей, у которых в банке лежат тысячи долларов. Однако, когда речь заходит о том, чтобы покормить бездомных, помочь бедным, сделать что-нибудь для кого-нибудь, они прикидываются бедными.

Они не хотят думать обо всех тех средствах, которые лежат у них в банке. Они ведут себя так, будто собираются забрать их с собой. У них есть некоторое ошибочное убеждение: «Я оставлю это своим детям и родственникам». Они живут несчастной жизнью, потому что боятся притрагиваться к своим деньгам, хорошо жить и помогать другим. И когда они, в конце концов, умирают, как вы думаете, что происходит? Все родственники начинают бороться за завещание, чтобы получить свою долю денег. Им нет дела до того, что вы умираете. Ваши дети тратят все это за три недели.

Видите, у вас неверный взгляд на эти вещи. Что делать? Вы свидетельствуете свою корыстность. Вы свидетельствуете свою жадность. Вы пытаетесь это понять. Вы пытаетесь осознать, почему вы такие. Вы такие по той причине, что вас неправильно воспитывали. Вам были навязаны неверные убеждения по поводу всего. То, во что верит большинство из нас, сидящих здесь, ошибочно. 99% того, во что вы верите, ошибочно – о жизни, о вещах, о людях. Но вы работаете с этим так же. Вы отождествляетесь со своей жадностью, со своей корыстностью, со своей вспыльчивостью, со своими эмоциями. Вы наблюдаете их. Вы смотрите на них. Когда вы смотрите на них, они становятся все слабее и слабее. 

По мере того, как вы будете работать над собой таким образом, настанет день, будь это в этой жизни или в следующей, когда вас привлечет учение адвайты-веданты, учение недвойственности. Тогда, когда вам скажут практиковать самоисследование, то это будет именно то, что вы ищете. Это станет для вас удовольствием. Вы уже прошли через эти путешествия с кундалини, путешествия с аштанга-йогой, путешествия по контролю ума, путешествия по мистическим силам, вы вышли за пределы всего этого. В то время это было необходимым, чтобы вы этому научились, но теперь вы начинаете понимать, что все это от ума.

Все — в уме, любое учение, все. За счет вашей духовной практики в этой и прошлых жизнях, вы приходите к тому, что видите: «Мне не нужно учение. Мне нужно избавиться от моего ума». Когда ум уйдет, тогда все будет заполнено Я ЕСТЬ. Я ЕСТЬ будет преобладать. Тогда вы станете Я ЕСТЬ. Я ЕСТЬ – это не ваше тело или что-то особенное о вас. Я ЕСТЬ – это еще одно название всеприсутствия. Оно пронизывает все. Это Истинное Я, настоящее Я. Вы почувствуете внутри себя расширение. Все вселенная будет вами.

Конечно, в вашем настоящем состоянии вас интересует следующее: «Как я могу быть вселенной?», поскольку вы думаете о себе, как о человеческом существе. Вы думаете о себе, как о сущности, как об эго. Вы заключили себя в ваше тело, и это ограничение. Но теперь, благодаря вашим занятиям и благодаря вашей практике, вы начинаете чувствовать, что вы вселенная. И вы знаете, что это ваш ум является вселенной.

Итак, вы хотите избавиться от вашего ума. Как вам начать? Снова, увидев, что ваш ум на самом деле является кучей мыслей. Мыслей о прошлом и беспокойств о будущем. Вот и все, что есть ваш ум на самом деле. Ничего другого. Поэтому вы начинаете исследовать: «К кому приходит этот ум?» Когда вы говорите: «К кому приходит этот ум?», то также имеете в виду: «К кому приходит эта вселенная?» Вы имеете в виду вопрос: «Откуда появилась вселенная? Откуда Бог, мир, мое тело, мои дела, моя система верований – откуда это появилось?» Вот что вы имеете в виду, когда исследуете: «К кому приходит этот мир, к кому приходит вселенная?» И, конечно же, ответом будет: «Как же, это приходит ко мне. Я воспринимаю это. Я чувствую это. Я вижу это». Благодаря вашим предыдущим занятиям вам будет легко различить: «Смотри, что я сказал? Я сказал: «Я это вижу». Другими словами, это не Я. Это не мое Истинное Я. Это «я» воспринимает вселенную, воспринимает Бога. Кто это «я»? Что является источником «я»? Откуда появилось «я», которое кажется вселенной? Кто его породил? Как оно обрело существование?» По мере того, как вы будете практиковать, придет ответ: «Никто его не порождал, оно никогда не обретало существование». Потом будет тишина, спокойствие, и вы почувствуете блаженство. Вы почувствуете такое счастье, о котором даже не мечтали. Это будет так здорово, что вы тут же выйдете за пределы своего тела, или же, я должен сказать, трансмутируете свое тело, свой мир и свои дела в блаженство.

Для других людей вы будете выглядеть так же, как сейчас, но вы будете знать. Вы не будете давать себе имена, вы не будете говорить: «Теперь я просветленный», или «Теперь я джняни», или «Теперь я это», или «Теперь я То». Эти названия даются людьми, которые не есть То, тем людям, которые есть То. У реализованного человека нет имени, поскольку он есть Сат-Чит-Ананда. Он есть Брахман, ничто, все пронизывающее, никогда не рожденное, которые было всегда и всегда будет. К вам придут не слова, а чувство бытия. Чистое Бытие. Не бытие этим или бытие тем, а Абсолютная Реальность, чистое Осознавание. Это и есть конечный результат. 

Давайте поговорим о вас. Что вы будете делать со всем этим? Вы слышите слова. У некоторых людей они затрагивают больные места, а некоторые люди начнут заниматься с собой. Другие в следующий четверг или среду пойдут к другому учителю, чтобы посмотреть, что он может предложить. Другие прочитают еще одну книгу и добавят ее в свою коллекцию. Другие скажут: «На следующей неделе такой-то учитель будет на Гавайях. Я полечу туда, чтобы с ним повидаться». И это будет продолжаться одно воплощение за другим.

Все, что вы хотите, находится внутри вас. Ваш подлинный учитель – это Истинное Я. Где же еще может быть Истинное Я, если не внутри вас? Вы есть То. Перестаньте искать. Начните делать и станьте Тем.

Для тех, кому нравится медитировать, нет ничего более сильного, чем медитация «Я есть». И большинству из вас нужно это практиковать. Мы сделаем это сейчас, поэтому сядьте удобнее. (Роберт говорит с кем-то) Вы можете лечь здесь. Вам не нужно вставать.

Закройте глаза, чтобы ни на что не отвлекаться. Первое, что вы делаете, это расслабляете каждый мускул своего тела. Вы можете начать с пальцев ног, сказать, чтобы ваши пальцы ног расслабились, ваши стопы расслабились, лодыжки расслабились, икры расслабились, колени расслабились, бедра расслабились, брюшная полость расслабилась, спина расслабилась, ладони расслабились, предплечья расслабились, плечи расслабились, шея, задняя часть головы, верх головы, лоб, лицо, глаза, рот, нос, расслабились. Вы говорите себе что-нибудь, вроде этого: «Все мое тело сейчас расслабленно, ему комфортно. Ничего меня не отвлекает, ничего меня не беспокоит».

Теперь вы становитесь свидетелем своего дыхания. Вы практикуете как бы випассана-медитацию. Вы наблюдаете свои чувства, свое дыхание. Вы не реагируете на них, не пытаетесь их поменять. Вы просто наблюдаете. Вы свидетельствуете, и чувствуете, как расслабляетесь все глубже и глубже. Если ваш ум начинает блуждать, спокойно возвращайте его обратно, словив себя.

Вы задаете вопрос: «Кто свидетель? Кто является свидетелем моего дыхания, моих ощущений?» И приходит ответ: «Я». Это уже медитация. Вместе со своим дыханием на вдохе вы говорите: «Я», на выдохе говорите: «Есть», дышите нормально, естественно. На вдохе говорите: «Я», на выдохе говорите: «Есть». Это очень мощно. 

Назад к списку с содержанием


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.