Свобода. Транскрипт #55

31 марта 1991 года

Роберт: Добрый вечер. Я приветствую вас от всего сердца. Песнопения известны тем, что успокаивают ум, нервы и душу. Песнопения делают ваш ум однонаправленным. Когда ваш ум становится однонаправленным, вы можете практиковать атма-вичару, или самоисследование и путь джняны становится легче. Давайте все вместе присоединимся к песнопениям.

(песнопения)

Я снова приветствую вас. Добрый вечер. Ммм… Сегодня у меня дзен-микрофон, он вышел за пределы. 

Ученик: Но этого не видно.

Р: По такому случаю, как этот, будет уместно поговорить о свободе. Мы празднуем Песах, Пасху и начало весны. Моисей вывел иудейских людей из Египта и освободил их. Иисус вышел за пределы тела и стал свободным. Весной распускаются цветы, на деревьях начинают расти листься, все становится новым и свежим. Поэтому уместно, если я буду говорить о свободе. 

Свобода от чего? Свобода от ума, страха, желаний, страданий любого рода. Свобода – это ваша настоящая природа. Вы не порабощены телом, и вы не в рабстве у ума. Кажется, что вы связаны, но я могу заверить, что вы совершенно свободны.

Это как история о человеке, которого бросили в казематы. Он оставался там много лет. Никто не приходил повидаться с ним. Каждый день ему передавали еду под дверь. Он был в заключении 40 или 50 лет. Прошло время. У него выросла длинная борода, длинные волосы. Однажды ему все надоело, он был в полном отчаянии, и он сказал: «Я совершу самоубийство, но как мне это сделать? Я знаю. Я буду биться головой о деревянную дверь». Но, когда он коснулся двери, она открылась. Дверь никогда не была заперта. Он вышел наружу, и никто его не узнал, он был свободен. Он мог быть свободным с самого начала, но он выбирал оставаться заключенным, не притрагиваясь к двери.

Это правда практически о каждом из нас. Мы думаем, что у нас есть проблемы. Мы думаем, что являемся телом, умом, что мы ограничены. Как же мало мы знаем ту силу, которой являемся на самом деле! Как же мало мы знаем о том, что у нас есть способность выйти за пределы Вселенной и стать полностью освобожденными. Вместо этого мы отождествляемся с миром. Мы отождествляемся с условиями. Мы отождествляемся с людьми, местами и вещами. Мы верим, что родились, и живем столько-то лет, а потом умираем. Тогда, в чем цель жизни? Тяжело работать, страдать, а потом оставить все своим детям, а они пойдут и потратят все это за неделю?

В чем цель жизни? Я говорю правду, когда заявляю, что в жизни нет цели, как таковой. Относительный материальный мир не имеет цели. У него нет цели, потому что он даже не существует. Вы можете сказать: «Я его вижу, я его чувствую, я нахожусь в нём», но так ли это? Вы точно так же находитесь во сне. Там вы ходите в школу, сочетаетесь браком с девушкой или парнем. Вам снится, что у вас есть дети. В вашем сне у вас есть работа. Вы становитесь президентом Соединенных Штатов, королем или королевой, и вы верите, что это реально. Никто никогда не сможет вам сказать, что это не так.

Если бы я пришел к вам в ваш сон и сказал: «Не отождествляйся с этим, тебе всего лишь снится сон», вы бы рассмеялись мне в лицо и сказали: «Смотри, я могу тебя ущипнуть. Ты чувствуешь, разве это сон?» А я говорю: «Да, этот щипок снится. Я могу чувствовать боль во сне». Все это происходит во сне. Но вы, все равно, в это не верите, потому что проходите через это. Но, однажды утром вы проснетесь. Все это был сон.

Возможно, с миром точно так же. Так ли это? Почему вы должны мне верить? Есть методы, чтобы обнаружить эту истину для себя. Мы проживаем превратности жизни, проходим разные опыты, некоторые хорошие, некоторые плохие. Это мир двойственности. На каждое вперед есть свое назад. На каждый верх есть свой низ, и так далее. Это значит, если вы испытываете одно, однажды вам придется пережить его противоположность.

Это не означает, что это будет в одной жизни. Возможно, сейчас вы можете увидеть, почему некоторые дети рождаются в бедных семьях, в Камбодже, Вьетнаме, Ираке, они никогда не знают покоя. А другие рождаются, возможно, в Соединенных Штатах, в богатых семьях. Им никогда не нужно работать, даже один день в своей жизни. Это везение или неудача? Существуют ли причины для этого?

Мы не живем в капризной Вселенной. Мы живем во Вселенной, где существует закон и порядок. Вы заслуживаете всё, что имеете. Конечно, в этом тяжело признаться. Вы можете сказать: «Роберт, я не заслужил того, чтобы быть сбитым машиной и оказаться калекой». Вы этого не знаете. Почему это должно случиться с вами? Давайте просто скажем, что, возможно, в предыдущем воплощении вы переехали кого-то машиной, и это возвращается ваша карма.

Новичок в духовной жизни проходит через этот процесс, ему любопытно, почему что-то случается, почему одни люди страдают, а другие – нет, почему одни люди болеют, а другие – здоровые, одни люди бедные, а другие — богатые, некоторые счастливы, а другие – нет. Почему? Это просто происходит? Всё имеет свою причину, которая находится внутри вас.

Но, мы не будем углубляться в эту тему. Поскольку, как я упоминал ранее, у мира нет цели. Вы говорите: «Реальна ли реинкарнация? Реальна ли карма? Когда я умру, рожусь ли я снова? Существуют ли эти состояния на самом деле: астральный план, каузальный план, ментальный план»? Ответ такой: «Для кого они существуют?» Они существуют, пока вы верите, что имеете отношение к феномену тело-ум. Пока вы чувствуете, что вы — тело, будет много других тел, они никогда не перестанут появляться. Вы снова и снова будете проходить через кармические опыты. Это большая иллюзия под названием «майя».

Многие духовные люди, которые понимают майю, верят, что она имеет отношение только к физическому плану. Но майя – это Вселенная. Вся Вселенная – это майя, иллюзия. Кажется, что она реальная. Некоторым людям она кажется очень реальной. Тогда, как можно выйти из этого затруднительного положения? Люди до сих пор верят, что, если поменяют свой статус, если станут богатыми, здоровыми, счастливыми, тогда все будет в порядке.

К сожалению, это так не работает. Чтобы обрести счастье, настоящее счастье, беспримесное счастье, вечное счастье – а это и есть ваша истинная природа – вам нужно превзойти мир. Вы должны стать непривязанными к этому миру. Я не говорю о том, что вы должны от чего-то отказаться. Я не говорю, что вы должны пойти жить в пещеру или в лес. Вы просто должны отказаться от всего в своем уме. И, когда вы отказываетесь от всего в своем уме, тем самым вы отказываетесь от своего ума. Когда вы отказываетесь от своего ума, что остается? Чистое Осознавание, Сознание, абсолютная Реальность – ваша истинная природа.

Вы видите, что вы не ваше тело. Вы — не ваш ум. Вы — не Вселенная. Вы — не мир. Вы просто должны поменять свое отождествление. Как вам это сделать? Просто получив это знание, с которого вы начинаете свой духовный путь. Какое знание? Знание осознать: «Я есть То — Я-ЕСТЬ». Я не являюсь ни чем из того, с чем связан. Тогда, кто я? На этот вопрос никогда не будет ответа, это потому, что вы сами являетесь ответом. Если вы отвечаете на этот вопрос, тогда должен быть деятель, должен присутствовать видящий, который видит вопрос, наблюдает его и отвечает на него. Если это происходит, то всегда ответ на вопрос дает ум или эго

Поэтому вы начинаете следующую процедуру, вы начинаете это утром, прямо перед тем, как проснуться. Перед тем, как вы скажете: «Я проснулся», попробуйте увидеть, понаблюдать в своем уме, откуда появляется «я». Между бодрствованием, как только вы просыпаетесь, вы находитесь в глубоком пространстве Сознания, вы находитесь в вашей истинной природе. Как только вы говорите слово «я», то всё портите. Вам не нужно это произносить вслух. Вы думаете автоматически, даже не зная, что вы проснулись. 

Как только вы это сделаете, то должны спросить себя: «Кто этот «я», который проснулся? Это тело? Кто проснулся?» Вы говорите: «Я спал»». То же «я», которое бодрствует, оно же и спит. Всегда есть «я». Вы спрашиваете себя: «Кто это «я»? Откуда оно появляется? Что является его источником?» Вы держитесь за «я». Вы держитесь за «я», задавая вопрос: «Кто это «я»?» Я знаю, что это не звучит грамматически правильно. Но это так, если под «я» вы подразумеваете тело. Вы исследуете: «Кто это «я»?» или «Кто я?» и замолкаете.

Поначалу, когда вы замолкаете, у вас в уме будут блуждать разные мысли. Вы задаете вопрос: «К кому приходят эти мысли?», неважно, какая это мысль. Даже если эта мысль говорит вам, что «я есть Бог, я есть Брахман, я есть нирвана, я есть пустота». Не имеет значения, что рассказывают вам мысли. Если бы вы действительно были Брахманом, нирваной, Сознанием, вы бы никогда не заявляли этого. Истинное Я – это тишина. Оно не имеет голоса.

Снова, спросите себя: «К кому приходят эти мысли? Мысли, которые пытаются мне рассказывать, что я — Брахман, что я — абсолютная Реальность, к кому они приходят? Они приходят ко мне. Я их думаю. Кто этот «я»? Откуда появилось это «я»?» Это называется пребыванием в «я». Когда вы держитесь за «я»… Еще раз, как вы держитесь за «я»? Исследуя: «Кто есть «я»?» или вы можете говорить: «Я-я, Я-я». Каждый раз, упоминая слово «я» самому себе, ваш эго-ум становится слабее, «Я-я» идет все глубже в ваш сердечный центр, и вы становитесь все более и более умиротворенными. Вы можете сказать: «Я есть». Не «я есть то» или «я есть это». Это всё портит. Просто: «Я есть». Я-ЕСТЬ это Бытие. Бытие – это абсолютная Реальность. Это ваша истинная природа. Когда вы задаете этот вопрос снова и снова, когда вы пребываете в «я», оно начинает исчезать. Оно превратится в настоящее Я-ЕСТЬ, в Бытие. Вы обнаружите блаженство. Вы обнаружите радость. Вы обнаружите абсолютное счастье.

В наше время это лучший способ пробудиться к пониманию себя. Это лучший метод, высший метод. Другие методы тоже хороши, но они не ведут вас прямым путем к трансцендентности. Это не имеет никакого отношения к медитации. Это не имеет никакого отношения к йоге. Это не имеет никакого отношения к молитве. Это называется самоисследованием, атма-вичарой. Это для зрелых душ, для ума, который кажется интеллектуальным. Однако, если вы слишком умны, то не сможете постичь это, поскольку будете изучать только теорию и сухие слова. Вы сможете все повторять, но у вас никогда не будет переживания.

Чтобы произошло переживание, должна быть полная сдача Я-ЕСТЬ, и это требует преданности, любви, бхакти, полного предания, всё это идет рука об руку. Когда вы практикуете самоисследование, то сдаете свое тело, свой ум, свои дела, свое эго – всё. Однажды вы пробудитесь и станете свободными. Пусть это наступит сегодня. Благодарю вас. Есть вопросы?

УБ: Роберт, когда человек поет или играет на каком-то инструменте, та любовь, которую он испытывает, это любовь настоящего Сознания, любовное блаженство Сознания, которое льется через этого человека, хотя и фильтруется умом?

Р: Не совсем. Сознание не может быть отфильтровано умом. Чтобы Сознание осознавало Само Себя, ум должен быть полностью превзойден. Сознание содержит Себя в Себе. Оно не имеет никакого отношения к уму. Но, когда вы поете, слушаете красивую музыку, когда вы испытываете такие чувства, это хорошо. Это делает вас однонаправленными. Если ваш ум однонаправленный, вы легко можете практиковать самоисследование. Когда вы думаете о нескольких разных вещах, о мире, о вашей работе, о семье, машине, собаке, тогда пробиться очень сложно. Поэтому мы занимаемся песнопениями, йогой, делаем различные упражнения, и ум становится тихим, спокойным.

Когда ум становится спокойным, это как спокойное озеро, которое отражает солнце, луну и звезды. Если озеро мутное и волнующееся, оно ничего не отражает. Точно так же, когда ваш ум чистый, спокойный, он отражает вашу божественность. Когда ум мутный, он отражает мир. Все эти вещи хороши: песнопения, йога, бхаджаны – все полезно. Все это ведет к атма-вичаре.

УБ: Может ли эмоциональная любовь стать божественной любовью? Может ли она возрасти до бесконечных размеров и, по сути, исчезнуть в божественной любви или осознать свое единство с божественной любовью?

Р: Что вы имеете в виду под эмоциональной любовью?

УБ: Когда поешь и, как бы растворяешься в чувствах.

Р: Снова, все эти вещи просто делают ум спокойным. Их цель в том, чтобы сделать ум спокойным, умиротворенным и тихим. Когда ум становится абсолютно неподвижным, тогда ваше Я, ваше настоящее Я, само воссияет. Это случится не во время песнопений. Еще раз, цель в том, чтобы успокоить ум. Когда ум спокойный, когда песнопения заканчиваются, когда музыка прекращается, когда вы входите туда, где нет других, тогда вы пробуждаетесь к вашему истинному Я.

УГ: Наступит ли когда-нибудь такое время, когда уму не нужны будут такие средства, как песнопение или успокоение?

Р: По мере того, как вы практикуете тот метод, который используете, -это может быть медитация, мантры, ещё что-то для успокоения ума, — полезен. Конечно, если кармически человек занимался этим в предыдущем воплощении, в этой жизни ему будет гораздо легче. Но, всё это – просто трюки для успокоения ума. Они необходимы для большинства людей, но не для всех. 

УИ: В вашем разговоре вы упоминали бхакти-йогу как путь к состоянию Я-ЕСТЬ. Разве не существуют другие виды йоги, например крийя или раджа, которые являются кульминацией всего?

Р: Я могу сказать, что самое ближайшее к атма-вичаре, к реализациии, это бхакти-йога. Крийя, мантры, кундалини йога – все это хорошо само по себе. Они открывают чакры, делают вас чистыми, они развивают сиддхи, сверхспособности, но они не имеют никакого отношения к самореализации. По сути, от всего этого нужно отказаться, если человек желает достичь самореализации. Если вы стремитесь к сверхспособностям, сиддхам, если вы ищете, как быть могущественными, тогда вы практикуете сиддхи-йогу. Но, как говорится в Упанишадах, когда вы увлекаетесь этими практиками, то можете пройти через тысячи тысяч перевоплощений, и всё равно будете практиковать на этом уровне.

Некоторый йоги называют реализацию сиддхи-йогой. Это зависит от того, что вы подразумеваете под сиддхи-йогой. Все остальные практики: ашнанга-йога, хатха-йога, карма-йога и другие – очень хороши сами по себе, но они не ведут к окончательному пробуждению.

УИ: Вы бы могли выбрать из них одну, которая сочетает все вместе – раджа-йогу?

Р: Раджа- и хатха-йога очень хороши для тела, очень хороши для вашего ума. Раджа-йога делает вас ментально очень сильными. Но, конечно, что нам нужно, это убить ум. Мы не стремимся сделать ум более сильным. И, еще раз, на втором месте после джняна-марги – это бхакти-йога, предание и сдача.

УЮ: Есть ли что-то больше, чем бытие? Нисаргадатта говорит, что бытие было пищей.

Р: Бытие – это пища, в некоторой степени, если вы смотрите на это таким образом. Но истинное Бытие… Это зависит от того, что вы имеете в виду, люди называют разными именами разные явления. Истинное Бытие – это Я-ЕСТЬ. Вы можете называть истинное Бытие «окончательной Реальностью». Это то, как вижу я. Это то, как я это использую. Поэтому, когда вы читаете много книг, то запутываетесь, потому что, многие из этих писателей имели добрые намерения. Они рассказывают про свои личные переживания и пытаются найти слова, что очень трудно. Мы используем слово, и для нас оно имеет другое значение. Мы используем слово «Парабрахман», за пределами Брахмана. Что находится за пределами Брахмана? Ваше истинное Я, ваша Реальность находится за пределами Брахмана. Это Я, но, все равно, мы используем слово «Брахман». Для некоторых людей оно означает то же самое.

Поэтому, я всегда предлагаю, чтобы вы работали над собой. Не беспокойтесь о словах. Идите за пределы слов. Пусть у вас будет собственный опыт, и тогда будет не о чем говорить. Но, пока вы читатель книг, то никогда не перестанете читать. Есть время, чтобы читать, но также приходит время, чтобы прекратить читать. Приходит время отложить книги и интенсивно практиковать, посвятить свою жизнь практике.

Вы получаете то, что ставите в жизни на первое место. Подумайте об этом. Что стоит на первом месте в вашей жизни: книга, дом, работа, тело? То, чему вы уделяете больше всего внимания, вам же его возвращает. Если вы всегда думаете о Боге, или истинном Я, или Сознании, повторяя про себя «Я Есть» вместе с дыханием – на вдохе вы говорите: «Я», на выдохе: «Есть», то, в конце концов, превзойдете все остальное. Вы почувствуете покой, который никогда раньше не переживали, глубочайший покой. Потом, неожиданно у вас появится чувство бессмертия. Не будет слов, чтобы это объяснить. Вы просто будете осознавать, что пронизываете всё. Так было всегда. Никогда не было времени, когда это было не так. Никогда не было времени, когда вы родились. И никогда не будет времени, когда вы исчезнете. Вы — вездесущие, абсолютная Реальность, конечное Единство. Ваша истинная природа – это нирвана, пустота, я есть то Я-ЕСТЬ. Вы должны открыть это для себя.

В Рамана-ашраме каждый вечер совершается арати Бхагавану. Поэтому, чтобы продолжить нашу процедуру сейчас мы сделаем арати, и Джей совершит необходимые ритуалы. Джей?
Наша служба в этот воскресный вечер для Мастера. Это форма поклонения в виде молитвы…

(обрыв в аудиозаписи, потом Роберт продолжает)

Р: Преданность открывает ваше сердце. Если ваше сердце не открыто, вы не можете пойти дальше.

(обрыв в аудиозаписи, потом Роберт продолжает)

Р: На этом заканчивается наша часть вечера с пуджей. Сегодня у нас есть прасад, сделанный специально по этому случаю, вы можете подойти и взять для себя. Перед тем, как вы это сделаете, позвольте мне напомнить всем преданным, что в субботу в час дня будет специальное собрание у меня дома. Пожалуйста, будьте пунктуальными. После того, как я раздам прасад, у нас будет небольшое развлечение. Потом мы поедим, и у нас будет возможность посмотреть концерт, индийский концерт с участием Рауля, который почтил нас своим присутствием. Итак…

(конец аудиозаписи)

Назад к списку с содержанием


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *