Туристический поход в Кавказский заповедник. Озеро Псенодах. Фишт-Оштеновский массив

Madjordom.ru

Привет, друзья! Хочу поделиться с Вами своими впечатлениями о туристическом походе в Кавказский заповедник на озеро Псенодах, которое расположено в Фишт-Оштеновском массиве. На самом деле, изначально, мы планировали пойти по другому маршруту, более сложному, но стихия застала нас врасплох.

Случилась эта история 27 сентября 2014 года. Рано утром на моём автомобиле мы выехали из солнечного города Краснодара. Со мной был мой восьмилетний старший сын Максим и друг Евгений Чазов, который, кстати, предложил сходить в поход. Нужно сказать, что Евгений часто ходит в подобные походы. Полагаясь на его знания и сноровку, мы смело двинулись в путь.

«Краснодар — Понежукай — Бжедугхабль — Майкоп — Каменномостский — Гузерипль» — таким был наш маршрут на автомобиле от Краснодара до КПП заповедника в посёлке Гузерипль. Ссылка на карту маршрута.

Маршрут Краснодар - Гузерипль
Маршрут Краснодар — Гузерипль

В посёлок Гузерипль мы прибыли в 10 часов по Московскому времени, преодолев 260 километров за 5 часов. На КПП заповедника мы приобрели билеты. Без них нахождение на территории заповедника незаконно и, конечно, если с тобой что-то случится, то тебя никто не будет искать там. Взрослый билет стоит 300 рублей в сутки, а детский — 150.

Билеты в ФГБУ Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова

Далее мы продолжили движение на автомобиле в сторону Инструкторской щели. Туда ведёт асфальтная дорога с небольшими перевалами через горы. По пути можно увидеть небольшой красивый пруд, расположенный рядом с Партизанским приютом. В конце дороги будет поляна, на которой нам предстоит оставить свой автомобиль и двигаться дальше пешком, взяв с собой рюкзаки. Многие думают, что это Яворовая поляна, но это не так. Яворовая поляна, где растёт Явор(сорт Клёна), находится чуть южнее, в глубине леса, куда ведёт грунтовая дорога.

К сожалению у меня нет фотографии этого места. Но в следующий раз, когда буду там, то обязательно сделаю снимки и выложу в этой статье.

Хребет «Каменное море»
Хребет «Каменное море». Вид с верховья Инструкторской щели

Здесь, перед Вами, открывается прекрасный вид на хребет Каменное море!

plato-lago-naki

Далее, наш путь лежит через лесной массив в инструкторскую щель, где мы будем подниматься в гору по крутому склону пересекая горную речку под названием Армянка.

Лесной массив в Инструкторской щели

Горная речка Армянка является притоком реки Белая.

Река Армянка

Настолько красивые пейзажи, что ты готов уже здесь израсходовать всё содержимое памяти фотоаппарата, но самое красивое, оказалось, ещё впереди!

Инструкторская щель

Ещё на КПП в Гузерипле пограничники предупредили нас о том, что в заповеднике выпал снег, но масштаба всей картины мы не понимали, пока не поднялись на плато Лагонаки.

Плато Лагонаки

Очень красивая картина: зелёные луга с небольшими сугробами снега, расположенными в низинах холмов достигали 2-3 метра. В некоторых местах можно было погрузится в снег всем ростом. Светило яркое солнце и температура воздуха поднялась до 15-18 градусов по Цельсию. Снег начал таять превращаясь в потоки воды, которые прятались под снегом.

Деревянный столик со скамейками у оврага

Рядом с большим оврагом стоял деревянный столик со скамейками, здесь привал!

snow-road

Мы намочили ноги, но продолжали идти дальше. Температура начала опускаться и наши ноги начали замерзать. Было принято решения разбить лагерь у озера Псенодах для того, чтобы переночевать и на следующий день идти обратно по тому же маршруту.

Поход на озеро Псенодах-2

До озера Псенодах нужно было идти ещё 6 километров.

Евгений Чазов на фоне горы Оштен

Силы были на исходе, настроение поднимали лишь открывавшиеся виды на горы Оштен и Пшехо-Су.

Гора Пшехо-Су

Когда мы дошли до озера Псенодах, то немного разочаровались. На картинках в интернете оно выглядело прекрасно, но сейчас это имело вид небольшой лужи.

Панорама озера Псенодах

Рядом с озером Псенодах мы разбили лагерь. У нас была 3-х местная туристская палатка. Мы не разводили костров, чтобы приготовить ужин и чай. У нас был газовый баллон с мини-редуктором. Это позволило нам готовить еду прямо в палатке, так как за бортом поднялся сильный ветер. К тому же, разведение костров на территории заповедника запрещено. Мы очень сильно устали и замёрзли.

Озеро Псенодах

Ночью было страшно. Температура воздуха упала до 1 градуса по Цельсию, а порывы ветра достигали 30 метров в секунду. Обувь, которая была на улице высохла из-за сильного ветра. Я не спал всю ночь, переживая, за то, что наша палатка улетит. К счастью, мы её хорошо закрепили стропами к камням. Ещё я переживал за сына, что он замёрзнет, но надёжные спальные мешки и карематы выполнили свою функцию.

Предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоролик, который я смонтировал на основе сделанных в походе видесъёмок.

Утром был полный штиль и небольшая облачность. Мы позавтракали. Любовались красивыми видами на горы и даже встретили знакомых туристов. Затем двинулись обратно в сторону стоянки.

Обратный путь был намного легче. Всё высохло.

Вид на долину реки Цице и гору Нагой-Чук

Всего мы прошли около 20 километров. Это небольшое расстояние. Тяжёлые рюкзаки, подъёмы и спуски, снег и грязь увеличили физические затраты на преодоление маршрута.

Возможно, в этой статье я допустил какие-то ошибки, а может быть, что-то Вам захочется дополнить. Пишите в комментариях. Я с радостью отвечу! Спасибо за внимание. До скорых встреч!

Путешествия, Туристские Походы

Расскажи друзьям

4 реальных отзыва

• Мы тоже ходили на озеро Псенодах, но только маршрут быль чуть дольше. Мы от озера потом ещё на приют фишт ходили. Фотки у вас красивые!

• Да, фотографии действительно очень красивые! Я так понимаю, что снимали не на «мыльницу»).
    В начале августа мы были там. Даже не думала, что от того столика до Псенодаха 6 км. Летом как-то меньше это расстояние кажется.

• Здравствуйте подскажите пожалуйста, сейчас разрешены походы на озеро Псенодах с ночевкой ? )очень хочется туда