Массовая гибель туристов на Кавказе в 1975 году - Трагедия на «Тридцатке»
Массовая гибель туристов на Кавказе в 1975 году - Трагедия на «Тридцатке»

Массовая гибель туристов на Кавказе в 1975 году — Трагедия на «Тридцатке»

В 1975 году с 10 по 12 сентября при прохождении маршрута №30 — «Через горы к морю» в плановой группе №93 погибло 21 человек, о чём позже напишут в трёх популярных Советских газетах:

  1. Газета «Советская Культура» — статья В. Шварц «Случай в горах» от 14.10.1975 г.;
  2. «Литературная газета» — очерк Аркадия Ваксберга «Смерч»;
  3. Газета «Маяк» — источник Бормотов Иван Васильевич
Газета «Советская Культура» - статья В. Шварц «Случай в горах» от 14.10.1975 г.
Газета «Советская Культура» — статья В. Шварц «Случай в горах» от 14.10.1975 г.

В газетных статьях Шварца и Ваксберга есть много неточностей, например, речь идёт о приюте Армянский, когда на самом деле в 1975 году маршрут был изменён и проходил через приют «Тепляк», поэтому авторы допустили путаницу в цифрах. Да и сами туристы не различали приюты, так как инструкторы пользовались служебным справочником прошлых лет, где содержалась информация по старой нитке маршрута. От места гибели туристов до приюта «Армянский» всего два километра, где в то время располагались пастушьи балаганы.

Ко всему, думаю, что в Советские времена в нашей стране много замалчивалось и фильтровалось, поэтому доверять информации из газет на все 100% будет заблуждением.

Поэтому, собрав информацию из разных источников, можно уточнить картину происшествия и сделать некоторые выводы.

Причина и место гибели туристов на 30-м маршруте

Ужасный и трагический случай, который не укладывается в голове. Ведь многие, кто бывал на маршруте, знают, что участок не имеет категорий сложности и в это время года ещё тепло. Туристы попали в снежный буран, образовавшийся из-за смерча, который зашёл на Сочи со стороны моря. Жертв той трагедии могло быть меньше или совсем не быть, если бы не роковое стечение обстоятельств:

  1. Маршрут не был промаркирован и оборудован указателями.
  2. Халатность в организации безопасности на маршруте — отсутствие связи между туристическими приютами, невнимание к метеосводке.
  3. Отсутствие опыта и должной подготовки инструкторов.
  4. Плохой инструктаж по безопасности и поведению в случае ЧП.
  5. Нарушение соблюдения общественного режима туристами.

Причиной смерти туристов стало переохлаждение организма. Как покажет судебно-медицинская экспертиза никто не получил физических травм. Туристы попросту замёрзли в районе балки Могильной на высоте около 1700 метров, где лес граничит с субальпийскими лугами.

Балка «Могильная» - место гибели туристов (карта Google Earth)
Балка «Могильная» — место гибели туристов (карта Google Earth)

Многие думают, что балка Могильная носит название из-за гибели туристов. Это не так. Название появилось ещё во времена Великой Отечественной Войны, когда на этом месте фашисты расстреляли большую группу евреев переходящих перевал. По балке проходит горный ручей, который берёт начало у перевала Гузерипльского, впадает в реку Армянка и является её правым притоком.

Балку могильную хорошо видно с Яворовой поляны, куда в 2004 году проложили асфальтную дорогу и теперь сюда можно подняться на автомобиле.

Балка Могильная вблизи Гузерипльского перевала
Балка Могильная вблизи Гузерипльского перевала
Спасательные работы в сентябре 1975 года. Фото из архива судебного дела
Спасательные работы в сентябре 1975 года. Фото из архива судебного дела

Новый вариант 30-го маршрута

В 1975 году по распоряжению директора турбазы «Кавказ» был изменён участок маршрута. Причина такого новшества точно неизвестна. Идея варианта 30-го маршрута по Тепляку, Армянке, подъем на восточные склоны, потом траверс северных склонов горы Гузерипль принадлежала Багову А.Х. — опытнейшему и уважаемому майкопскому туристу, мастеру спорта.

Ранее маршрут от турбазы «Кавказ» проходил вдоль рек Желобной и Медвежки через Партизанскую и Яворовую поляны к армянским пастушьим балаганам по грунтовой дороге. Армянские балаганы — это пастушьи домики сделанные для укрытия пастухов от непогоды в горах, что часто бывает. В первый день туристы должны были проходить 18 километров с плавным набором высоты с 650 до 1600 метров от уровня моря. Иногда инструкторы нанимали грузовой автомобиль ГАЗ-66, оборудованный для перевозки людей, для заброски туристов до приюта «Партизанская Поляна», что сокращало маршрут на 14 километров. Это не приветствовалось руководством турбазы. На Армянских балаганах ночевали в заранее оборудованном палаточном лагере.

Армянские балаганы в начале мая
Армянские балаганы в начале мая

Приют Армянский сначала существовал как пастуший балаган (КОШ), после трагедии он поменяет место и расположится чуть ниже тропы в сторону приюта Фишт.

Приют Армянский, 1981 год
Приют Армянский, 1981 год

Когда изменили маршрут, то расстояние пути первого дня перехода уменьшилось и составило всего восемь километров. Это нововведение значительно облегчит страдания туристов первого дня пешей части маршрута, но при этом второй день похода до приюта «Фишт» увеличится почти на на девять километров и составит около 18 километров. К тому же предстоял крутой и очень затяжной подъём через лес вдоль реки Армянки по склонам хребтов Скаженного и Буйного до балки «Могильной».

Когда изменили маршрут, то он стал незнакомым для инструкторов, к тому же была плохо организована маркировка на маршруте и сам приют «Тепляк», который представлял из себя палаточный лагерь. Приют Тепляк был расположен около реки Армянки, где в неё впадает «Мутный Тепляк» (800 метров над уровнем моря).

Участок маршрута через приют «Тепляк» закрыли сразу же после трагедии и восстановили прежнюю тропу до приюта «Армянский».

Нарушение соблюдения общественного режима туристами

Девятого сентября вечером у костра на приюте «Тепляк» состоялся праздничный ужин с поздним отбоем. Строго говоря, это было нарушением режима, но инструкторы закрыли на это глаза — в конце концов, люди приехали отдыхать. Из-за позднего отбоя группа поздно проснулась 10 сентября. Пока позавтракали и собрались, было упущено более двух часов. И это станет еще одним роковым фактором.

Приют «Тепляк»
Приют «Тепляк». Фото Виктора Баева

Употребление спиртных напитков и короткий сон повлияют на выносливость организма туристов к физическим нагрузкам. Во второй день пешей части маршрута тяжёлый и затяжной подъём к альпийским лугам на высоту 1800 метров отнимет практически все силы у туристов 93-ей плановой группы.

При подъёме некоторые участники группы станут избавляться от тяжёлой ноши в рюкзаках, выкидывая некоторые вещи и продукты питания, выданные им на турбазе «Кавказ» для общего пользования.

Дезорганизация и паника

Теперь уже поздно разбираться в мелочах: кто куда побежал, кто что крикнул — это всё уже не имеет никакого значения и напоминает передачу «Пусть говорят». Причина — плохая подготовка инструкторов, которая привела к разногласию и панике на маршруте. Плохое управление группой туристов сеет недоверие к инструкторам. С самого начала управления группой инструктор должен вызывать доверие и уверенность в его профессионализме и уровне подготовки для того, чтобы туристы могли доверить ему свои жизни.

Можно было бы среагировать, собрать всю группу вместе и спуститься обратно к приюту «Тепляк», где уже расположилась следующая плановая группа №94. Места для ночлега в палаточном лагере хватило бы далеко не всем, но вновь прибывшие туристы №94, полные сил, смогли бы помочь выжить девяносто третьей группе.

Их можно было спасти!

Хорошо, так уж сложилось: плохая команда инструкторов, напуганные туристы, непогода, но! Руководство плановых маршрутов могло бы сформировать и направить спасательную группу, чтобы вывести туристов, в конце концов высота 1700 метров это далеко не Эверест!

Инструкторы и туристы надеялись, что за ними прибудет помощь и спасут их жизни.

Заключение

Чему быть, того не миновать…

В последствии эта трагедия повлияет на организацию плановых туристических походов в Советском Союзе.

Оцените статью

5.0
 278 голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *